Сочинения по литературе

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1772-1822)

Эрнсту Теодору Амадею Гофману принадлежит особое место в истории немецкого романтизма. Писав свои произведения в пасмурные времена немецкой истории, Гофман отрицательно относился к филистерской Германии. Ему была ненавистна придворная атмосфера небольших немецких княжеств, душная атмосфера бюрократизма. В своих лучших произведениях (”Жизненная философия кота Мурра…” и “Крошка Цахес по прозвищу Циннобер”) Гофман показал в сатирическом плане гнетущую обстановку немецкого мещанства.

Родился Гофман 24 января 1776 года в Кенигсберге (ныне Калининград) в семье адвоката. По желанию родителей изучал юриспруденцию. После окончания университета Гофман получил назначение в Варшаву. Выполняя служебные обязанности, увлекается музыкой и театром. В Варшаве молодой автор создает свою первую оперу на романтический сюжет, ставит ее в театре. Судьба бросала его в разные уголки Европы: Познань, Плоцк, Варшаву, Бамберг, Берлин. Свободное от службы время отдает искусству. Работает дирижером и художником в театре. Первые произведения Гофмана посвящены музыкальной тематике. Интерес к музыке не был обычным увлечением писателя или его вторым призванием. Она вошла в него как большая тайна бытия, как своеобразный, по его словам, “санскрит природы”. Гофман-писатель воспринимал мир в музыкальной его сути. Тема музыки и музыкантов постоянно интересовала его. Во всех его произведениях большей или меньшей мерой присутствует музыка. Большой успех первых литературных произведений вдохновил Гофмана, и он начинает плодотворно работать как писатель. Пишет быстро и много. Появляются фантастические сказки и повести: “Золотой горнец”, “Щелкунчик”, “Властелин блох”, роман “Эликсир дьявола”, рассказ “Мастер Мартин”, “Краеугольное окно”, сатирические шедевры “Крошка Цахес” и “Жизненная философия кота Мурра…”.

В произведениях художника нередко происходит раздвоение личности персонажа. Гофман был первым среди писателей XIX столетия, который открыл двойственность человеческой натуры. Черты противоречий человека у него выступают отдельно, не смешиваясь, и материализуются в творческом сознании в образах двойников.

Герои Гофмана делятся на две категории: счастливых обывателей, удовлетворенных собой и своим существованием, которые послушно играют свои бессмысленные роли, и на мечтателей, энтузиастов, людей не от мира сего. Жизнь вселяет в них ужас, и они, не зная, что ему – миру, противопоставить, убегают от него в свой внутренний мир, но и там не находят ни счастья, ни покоя. В новелле “Крошка Цахес…” главный герой, студент Бальтазар, принимает участие в “реальной” борьбе против политического деспота и тирана. Бальтазар по характеру поэт, сочиняет стихи о соловье и розе, вкладывая в поэтические образы свою пылкую страсть к красавице Кандиди. Не имеет значения, талантливы произведения Бальтазара или нет, а важно то, что ему присуще поэтическое мировосприятие, то, что наедине с природой он ощущает состояние блаженного волнения, увлечение, которое сменяется пьянящей меланхолией.

Гофман наделяет своего героя даром прозорливости. Он – поэт, и видит окружающих людей такими, какими они есть на самом деле, никакое колдовство не принудит романтического героя в безобразном мерзавце и карьеристе признать лицо, достойное славы. Бальтазар поэтому и есть романтический герой, который вступает в поединок с вором, оборотнем, который крадет все, что попадает в поле его зрения. Зная, что Бальтазар влюблен в Кандиду, Цахес отбирает у него любимую. Тогда студент разыскивает чародея Альпануса, и тот раскрывает тайну Цахеса. Бальтазар, по законам сказки, женится на прекрасной Кандиде и получает, как дар от Альпануса, дом и средства к существованию.

Гофман высмеивает псевдопрограмму образования, где полезное смешано с бессмысленным, важное — с ерундой. Образованием руководит бывший лакей, который был в состоянии стать министром. Вот какие новации в области образования предлагает эта невежда князю: “Вырубать леса, сделать реку судоплавной, развести картофель, улучшить сельские школы, насадить акаций и тополей, научить юношество петь на два голоса утренние и вечерние молитвы, проложить шоссейные дороги и привить оспу”. Автор включает в этот перечень то, что действительно делалось в Пруссии на границе столетий. Гофман дает замечательную пародию на так называемую философию здравого смысла и трезвых соображений, которая определяла суть общественной жизни тогдашней Германии. Автор с печалью констатирует непреодолимую власть реальности, которая поглощает романтические мечты.

В литературном творчестве полно раскрылся гениальный талант Гофмана, неограниченность его творческой фантазии, стилистическое новаторство и разнообразие. Гофман, благодаря особенностям своего яркого и предметного представления, умел писать о несуществующем так убедительно, что его фантазии казались реальнее действительности. Он был не равнодушным наблюдателем, а остроумным ироническим критиком тех жалких или отталкивающих явлений, с которыми сталкивался каждый день. Как настоящий романтик, Гофман противопоставлял низости мира, бездуховному существованию черни, фигуру талантливого художника, который олицетворял для него идеал чистого, бескорыстного творческого человека. Противостояние поэта, художника и музыканта филистерам – главная тема рассказов, повестей, романов Гофмана. Его проза удивительно поэтическая, образный мир настолько богатый, цветистый, музыкальный, что просто-таки берет читателя в плен, зачаровывает, влияет на все его чувства – зрение, слух, даже прикосновенья. Писатель, художник, музыкант прожил недлинную, преисполненную трагизма жизнь: безрадостное детство, неустроенность с работой, болезни, постоянная борьба за свое достоинство человека и художника.

На надгробии писателя написано: “Здесь похоронен Э. Т. А. Гофман, который родился 24 января 1776 года и умер в Берлине в 1822 году. Он был одинаково замечательным юристом, поэтом, музыкантом, живописцем».

Ещё Гофман Э.Т.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) | Сочинение по литературе
«Его сочинения суть не что иное, как страшный вопль тоски в двадцати томах», – писал Генрих Гейне, как будто ставил диагноз’ «Болезнь к смерти». Именно так озаглавил датский философ Кьерке-гор

Нравственные уроки сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» | Сочинение по литературе
Сказка Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» - одно из самых известных произведений писателя. В нем автор преподносит нам уроки добра, понимания, милосердия, мужества и самоотверженности.

Кукольное царство (по роману Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король») | Сочинение по литературе
Щелкунчик пригласил Мари посетить место, где она бы увидела множество чудес. Этим местом оказалось кукольное царство. Герои попали туда через рукав лисьей шубы отца Мари. Не успела девушка

Анализ произведения Гофмана "Крошка Цахес" | Сочинение по литературе
Образ и характер Цахеса В центре произведении история отвратительного уродца, наделённого волшебным даром присваивать себе заслуги окружающих. Ничтожное существо благодаря трём золотым

Изложение романа Гофмана «Житейские воззрения Кота Мурра» | Сочинение по литературе
В романе «Житейские воззрения Кота Мурра» иронична двуплановость композиции: записки Кота Мурра, настоящего кота, откормленного и выхоленного, принадлежащего ученому Абрагаму и потому тоже

Размышления о сказке Гофмана «Золотой горшок» | Сочинение по литературе
Знаменитый писатель, музыкант и живописец Эрнест Теодор (Амадей) Вильгельм Гофман родился в 1776 году в Кенигсберге, где и воспитывался сначала под надзором своего дяди, и уже в детстве выказал

Повесть-сказка Гофман А. «Золотой горшок» | Сочинение по литературе
Был праздник Вознесения, три часа по полудни. У Черных ворот в Дрездене студент Ансельм опрокидывает огромную корзину с яблоками, и слышит от торговки жуткие проклятья и угрозы: «Попадешь под стекло,

Образ Бальтазара в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» | Сочинение по литературе
Образ Бальтазара в начале повести подается автором через портретное изображение “стройного юноши лет двадцати трех или четырех, из темных блестящих глаз которого убедительными словами проговаривает

Цахес - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
ЦАХЕС (нем. Zaches) - - герой сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819). Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить

Малыш Цахес на прозвищу Циннобер. Пересказ сюжета | Сочинение по литературе
События происходят в выдуманном княжестве Керепес, где когда-то деятельностью князя Пафнутия было внедрено “образование”. Прошли года, и плоды “образования” наглядно ощутимы: в местном университете

Гофман Э.Т.

Гофман Э.Т. - Биография

    ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.
    Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814–1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.