Сочинения по литературе

Образ Бальтазара в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер»

0
Образ Бальтазара в начале повести подается автором через портретное изображение “стройного юноши лет двадцати трех или четырех, из темных блестящих глаз которого убедительными словами проговаривает бодрый и ясный ум. Его взгляд можно было бы назвать почти смелым, когда бы не мечтательная тоска, которая легкой вуалью легла на бледное лицо и пригасила страстный лучи глаз”. Творческая натура, которая противостоит миру филистерской будничности, Бальтазар наделенный незаурядным поэтическим дарованием, знает толк в музыке, способный любить. Эти и другие черты характера Бальтазара красноречиво свидетельствуют о его принадлежности к миру энтузиастов. Словами другого героя, волшебника Проспера Альпануса, автор подчеркивает особые душевные качества Бальтазара:
* “Я люблю, - повив дальше Проспер Альпанус, - люблю юношей, которые так, как ты это, Бальтазар, в чистом сердце своему носят тоску и любовь и в груди в которых еще звучат аккорды, которые звучали в далекой стране, полной божественных чудес, - в моей отчизне. Счастливцы, одаренные этой внутренней музыкой, - единые, кого можно назвать поэтами, хотя многих из них и ругают за то, что они берут у руки контрабас, начинают играть и дребезжание горемычных струн под своими кулаками считают за замечательную музыку, которая бранить из глубины их души.
* Я знаю, мой дорогой Бальтазар, тебе временами кажется, будто ты понимаешь журчание ручейков, шум деревьев, даже кажется, будто пламенная вечерняя звезда проговаривает к тебе словами! Бальтазар, в такие минуты ты в самом деле понимаешь удивительные голоса природы, так как в твоей собственной душе поднимается божественный звук, который зарождает замечательная гармония природы”.

Бальтазар наделенный и волшебным романтическим воображением, которое разрешает ему жить одновременно в двух мирах - реальному и фантастическому. Это свойство героя особенно ярко оказывается в эпизоде, когда Бальтазар со своим другом Фабианом посещают усадьбу Проспера Альпануса. Бальтазару, в отличие от трезво думающего Фабиана, все кажется здесь необыкновенным: карета - хрустальной раковиной, локон - серебристым фазаном, лакей - золотым жуком. Эти же черты разрешают Бальтазару не подвергнуться чарам Цахеса: когда с появлением маленького чудовища весь город словно погружается в залог массового гипноза, лишь Бальтазар (в числе немногих других героев, таких же энтузиастов) не теряет способности видеть настоящее лицо и никчемную суть Цахеса.

Вместе с тем Бальтазар не оторванный от мира и замечтавшийся в свои романтические фантазии одиночка. Он занимает активную жизненную позицию и решительно вступает на путь борьбы с коварным врагом. Справедливость, в конце концов, побеждает, и именно Бальтазар станет тем героем, который покончит с уродом Цахесом, вырвав из его волос волшебные волосинки, но добытое героем счастье с любимой Кандидою выглядит не так уже и поэтически, и романтическая мечта Бальтазара превращается на обычное обывательское счастье.

Но вознаграждение за все страдания Бальтазар получает от Проспера Альпануса огород, где растет “наилучшая капуста”, кухню, где “из горшков некогда ничего не сбегает и ни одна кушанье не пригорает”, дом, в котором не бьется ни фарфор, ни стекло, не вымазываются ковры и покрытия на стульях…

Таким образом, в образе Бальтазара звучат и элементы авторской иронии и сомнения относительно реальной значимости и настоящего места в жизни общества романтических идеалов и ценностей, ведь и Бальтазар побеждает своего врага не своими силами, а только воспользовавшись помощью фантастических сил.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гофман Э.Т.

Цахес - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
ЦАХЕС (нем. Zaches) - - герой сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819). Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить

Малыш Цахес на прозвищу Циннобер. Пересказ сюжета | Сочинение по литературе
События происходят в выдуманном княжестве Керепес, где когда-то деятельностью князя Пафнутия было внедрено “образование”. Прошли года, и плоды “образования” наглядно ощутимы: в местном университете

Характер конфликтов в сказке «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» | Сочинение по литературе
Неудовлетворенность обществом, общественными изменениями, и полемика с идеями и художественными принципами просветителей, и непринятие буржуазной действительности. Однако основной романтический

Мир безобразного и прекрасного в сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» | Сочинение по литературе
Э. Гофман - выдающийся прозаик немецкого романтизма. Его остроумные, химерические по смыслу новеллы и сказки, удивительные перипетии в судьбах его героев, ошеломляющие переходы от реальности к

Особенности романтизма Гофмана («Золотой горшок» Крошка Цахес) | Сочинение по литературе
В развитии искусства 19 века можно выделить два основных этапа: эпоха романтизма (первая половина 19 века) и эпоха декаданса (с конца 50-х гг. до первой мировой войны). Постоянное брожение в Европе,

Герои сказки Гофмана «Крошка Цахес» | Сочинение по литературе
Архивариус Линдгорст - хранитель древних таинственных манускриптов, содержащих, по-видимому, мистические смыслы, кроме того он ещё занимается таинственными химическими опытами и никого не пускает в

Персонажи сказки «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» | Сочинение по литературе
Абсурдность общего государственного устройства и его политики целиком поддерживается и официальной наукой, в гротескном образе которой Гофман пародирует псевдореформы в духе просветительских

Сказка Гофмана «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» | Сочинение по литературе
1819 года отдельным изданием появился один из известнейших произведений Гофмана, его сказочная повесть “Малыш Цахес на прозвище Цинобер”, которая сразу же нашла признание, как среди читателей, так и

Сатирическое изображение жизни («Крошка Цахес по прозвищу Циннобер») | Сочинение по литературе
Творчество Гофмана считают новаторской в романтической литературе Германии. Тем не менее, ярко прослеживается его рост от писателя-романтика к писателю-сатирику. Именно произведение «Крошка Цахес по

Противостояние художника и филистера основной конфликт сказки «Крошка Цахес» | Сочинение по литературе
По словам критика В. Белинского, романтизм - “это тайный грунт души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в

Фото Гофман Э.Т.

 Изменить 
Гофман Э.Т.

Гофман Э.Т. - Биография

    ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.
    Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814–1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.
 Изменить