Сочинения по литературе

Мир безобразного и прекрасного в сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»

0
Э. Гофман - выдающийся прозаик немецкого романтизма. Его остроумные, химерические по смыслу новеллы и сказки, удивительные перипетии в судьбах его героев, ошеломляющие переходы от реальности к фантастике отбивают волнение и растерянность романтического писателя перед окружающим миром и вместе с тем трагедию великого писателя, который задыхается в тяжелой атмосфере феодально-мещанской Германии в печальную пору наполеоновской реакции. Гофман, как никто другой, демонстрирует своим творчеством многогранность возможностей романтизма. Он же просматривает основные идеи романтизма и возвышается над ними, открывает новые горизонты. Подтверждает это и его знаменитая сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер». Действие происходит в некотором государстве, выдуманном Гофманом. Но сказка не оставляет сомнений в том, что речь идет о Германии. В этом государстве процветают никчемные лакеи и чиновники, псевдоученые, например, Моше Терапин, который запер всю природу в маленький компендиум, так что всегда мог им пользоваться и на любой вопрос добыть ответ. Итак, тема этой сказки социальная. В ней заложен глубокий смысл, воплощенный в необыкновенной судьбе Цахеса.
Крошка Цахес - жалкий урод, который родился у попрошайки, и без того оскорбленной судьбой крестьянки. Фея Розеншен пожалела несчастную женщину и решила помочь ее мальчику, воткнув в его темя три золотые волосинки. Именно они и стали причиной многих бед.

Жалкий урод со стариковскими чертами лица, не способный ни ходить, ни говорить, похожий на редьку, вдруг стал привлекать общее внимание. Священник усыновляет его. Когда Цахес становится студентом, он всем кажется статным, красивым, талантливым, хотя ни внешность его, ни ум не стали лучшими. Во время чаепития у профессора Моше Терапина пронзительное мяуканье Цахеса приписывается поэту Бальтазару, влюбленному в дочь профессора Кандиду, зато стихи поэта о любви соловья и ярко-красной розе - крошке Цахесу, и все единодушно восхваляют его. Ему же аплодируют и за виртуозную игру прославленного скрипача Винченцо Скокка.

Цахесу ставят отличные оценки за ответы Пульхера во время конкурсных испытаний на должность в министерстве иностранных дел, а Пульхеру сообщают, что он провалился.Цахеса назначают на высокую должность, награждают орденской лентой за доклад, подготовленный чиновником министерства Адрианом. Итак, кто бы не сделал что-нибудь талантливое или просто удачное, за все это благодарят и награждают урода Цахеса, а все плохое, что происходит из-за Цахеса, приписывают другим людям.

Как видим, сказку можно назвать социальной, она наталкивает на такой вывод: у кого деньги, хоть он и никчемный, тот может присвоить себе плоды и талант других, его уважают, восхищаются им, приписывают разные добродетели, а недостатки не замечают.

Как же удалось расправиться с Цахесом? Бальтазар во время венчания Цахеса с Кандидой вырывает у него золотые волосинки, бросает их в огонь, и призрак исчезает. Цахес, спасаясь от возмущенной гурьбы, бесславно тонет в ночном горшке. Бальтазар вступает в брак с Кандидой, Альбанус дарит им к свадьбе дом. И в конце сказки звучит гофмановская ирония. Розеншен дарит Кандиде кораллы, надевая которые, Кандида «уже никогда не могла бы быть разгневана бездельем, плохо завязанным бантом, плохой прической, пятном на белье». Добрый поступок феи Розеншен приводит к плохим последствиям, но зло не распространилось бы дальше, если бы в государстве князя Пафнутия не было бы для него благодатной среды.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гофман Э.Т.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822) | Сочинение по литературе
«Его сочинения суть не что иное, как страшный вопль тоски в двадцати томах», – писал Генрих Гейне, как будто ставил диагноз’ «Болезнь к смерти». Именно так озаглавил датский философ Кьерке-гор

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1772-1822) | Сочинение по литературе
Эрнсту Теодору Амадею Гофману принадлежит особое место в истории немецкого романтизма. Писав свои произведения в пасмурные времена немецкой истории, Гофман отрицательно относился к филистерской

Бессмертные сказки Гофмана | Сочинение по литературе
Архивариус Линдгорст — заурядный чиновник, ничем не примечательный бюргер — оказывается в то же время могущественным волшебником, повелителем царства Саламандр, а бедный студент-неудачник, рассеянный

Эрнст Теодор Амадей Гофман | Сочинение по литературе
Эрнст Теодор Амадей Гофман — гениальный немецкий деятель культуры эпохи романтизма. Прежде всего он, конечно, замечательный писатель, но также и композитор, автор первой немецкой романтической оперы

Вильгельм Амадей Гофман по Франц Фюман | Сочинение по литературе
Гофман — один из крупнейших прозаиков немецкого романтизма — прожил большую и сложную жизнь в истории литературы. Высокую оценку его творчеству дали еще Г. Гейне, В. Белинский и А. Герцен. Его любили

Двоемирие в сказках Гофмана | Сочинение по литературе
Герои Гофмана чаще всего люди искусства и по своей профессии - это музыканты или живописцы, певцы или актеры. Но словами "музыкант", "артист", "художник" Гофман

Жизненный и творческий путь Э. Т. А. Гофмана: величие и трагизм | Сочинение по литературе
Споры вокруг Гофмана, начавшиеся еще при жизни писателя, видимо, завершились. Слава его, знавшая на своем большом пути и взлеты, и падения, пробилась сквозь надменно-молчаливое отрицание высокой

Персонаж сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» | Сочинение по литературе
Щелкунчик — забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный Дроссельмайер. Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щ. был узкий и

Щелкунчик - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
ЩЕЛКУНЧИК (нем. Nupknacker) — центральный персонаж сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» (1816). Щ. — забавная игрушка, которую подарил на Рождество маленькой девочке Мари ее крестный

Красота и мистика в произведении Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» | Сочинение по литературе
Немецкий писатель-романтик, перу которого принадлежит такой шедевр, как символико-романтическая сказка-новелла «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819). Основной конфликт произведения -

Фото Гофман Э.Т.

 Изменить 
Гофман Э.Т.

Гофман Э.Т. - Биография

    ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.
    Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814–1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.
 Изменить