Сочинения по литературе

Бессмертные сказки Гофмана

1
Архивариус Линдгорст — заурядный чиновник, ничем не примечательный бюргер — оказывается в то же время могущественным волшебником, повелителем царства Саламандр, а бедный студент-неудачник, рассеянный мечтатель Ансельм, у которого все валится нз рук и даже бутерброд норовит упасть маслом вниз, после многих мытарств получает в жены Серпентину, дочь архивариуса Линдгорста, и переносится с ней в царство красоты и поэзии — Атлантиду («Золотой горшок»).
Из-за того что видимость не совпадает с сущностью, мнимые достоинства и кажущиеся добродетели выдаются за подлинные. Материальные и духовные блага делают счастливыми не тех, кто их создает, а тех, кто ими владеет. Маленький уродец Цахес благодаря трем золотым волоскам, посаженным ему на темя феей-покровительницей, может без труда присваивать себе чужие способности и заслуги, чужой труд и даже чужую любовь. Поэт читает свои стихи, но аплодируют Цахесу; красавица Кандида любит студента Бальтазара, но, увидев Цахеса, переносит на него свои чувства. Злобный карлик становится первым министром и поселяется в роскошном дворце, пока, наконец, один добрый волшебник не открывает Баль-тазару секрета трех золотых волосков. Стоило их вырвать и сжечь, как мигом исчезло наваждение: Цахес предстал перед всеми в истинном свете — как глупый, жадный, бессердечный уродец. Теряется обманчивая видимость, остается мерзкая сущность.

Но при этом сатирическая буффонада разыгрывается не в тридесятом царстве, а в столице «всамделишного» немецкого княжества, которым правит с помощью всяких проходимцев и шарлатанов «светлейший» князь Пафнутий, отдавший приказ с такого-то числа ввести в своей стране «просвещение» и изгнать из государства всех людей «опасного образа мыслей».

«Крошка Цахес, по прозванию Цимнобер» (1819), «Золотой горшок» (1814) и другие сказочные повести Гофмана («Королевская невеста», «Повелитель блох», «Принцесса Брамбилла») написаны для взрослых, но доступны детям среднего и старшего возраста. Правда, юные читатели вряд ли смогут постичь социальные и философские идеи автора, выраженные к тому же иносказательно и в гротескной манере, но зато будут вознаграждены затейливой фабулой, оценят остроумие и нравственное содержание этих прелестных сказок, где герои одолевают зло в союзе с волшебными силами. В счастливых концовках Гофмана, как и в народных сказках, остается вера в торжество добра и справедливости. Остается то, что Вильгельм Гримм называл «перспективой бесконечной радости».

Ярче всего эту светлую сторону гофманозского творчества раскрывают сказки, написанные специально для детей. Наилучшая — «Щелкунчик и мышиный король» (1816). Не довольствуясь обычным для него сплетением буйной фантазии с будничным бытом, Гофман на этот раз прибегает к хитроумной обрамляющей композиции: повседневная жизнь (в зачине и финале) и вторжение сказки в сказку. Внутри сказочной повести развертывается еще одна сказка — о принцессе Пирлипит и злой Мышильде. Мир оживших кукол живет по своим законам, а тем временем смастеривший Щелкунчика крестный Дроссельмейер вмешивается в войну игрушек с мышами, словно подтверждая действием, что грезы маленькой Мари не просто «длинный прекрасный сон», как уверяла ее мать, а настоящая жизнь. Чудодей Дроссельмейер свободно переходит из реальности в кукольный мир, а безобразный Щелкунчик, которого полюбила Мари, оборачивается «принцем» и увозит ее в золотой карете.

По мотивам «Щелкунчика» П. И. Чайковский создал одноименный балет (1892). Наряду с этой известнейшей сказкой издаются для детского чтения рассказы «Мастер Мартин-бочар и его подмастерья» (1818) и «Мастер Иоганн Вахт» (1823), занимающие в творчестве Гофмана особое место. Действие переносится в позднее средневековье. Писатель рисует сочными красками честную, трудовую жизнь немецких цеховых мастеров, для которых «искусство и ремесло шли рука об руку в благородном соревновании». Быт и нравы средневековых горожан писатель-романтик безусловно идеализирует, противопоставляя их тусклому житью-бытью немецких бюргеров своего времени, утративших старые добрые традиции ремесла-искусства. Тем не менее эти поэтичные рассказы о средневековых ремесленниках имеют и познавательный интерес.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гофман Э.Т.

Нравственные уроки сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» | Сочинение по литературе
Сказка Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король» - одно из самых известных произведений писателя. В нем автор преподносит нам уроки добра, понимания, милосердия, мужества и самоотверженности.

Кукольное царство (по роману Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король») | Сочинение по литературе
Щелкунчик пригласил Мари посетить место, где она бы увидела множество чудес. Этим местом оказалось кукольное царство. Герои попали туда через рукав лисьей шубы отца Мари. Не успела девушка

Анализ произведения Гофмана "Крошка Цахес" | Сочинение по литературе
Образ и характер Цахеса В центре произведении история отвратительного уродца, наделённого волшебным даром присваивать себе заслуги окружающих. Ничтожное существо благодаря трём золотым

Изложение романа Гофмана «Житейские воззрения Кота Мурра» | Сочинение по литературе
В романе «Житейские воззрения Кота Мурра» иронична двуплановость композиции: записки Кота Мурра, настоящего кота, откормленного и выхоленного, принадлежащего ученому Абрагаму и потому тоже

Размышления о сказке Гофмана «Золотой горшок» | Сочинение по литературе
Знаменитый писатель, музыкант и живописец Эрнест Теодор (Амадей) Вильгельм Гофман родился в 1776 году в Кенигсберге, где и воспитывался сначала под надзором своего дяди, и уже в детстве выказал

Повесть-сказка Гофман А. «Золотой горшок» | Сочинение по литературе
Был праздник Вознесения, три часа по полудни. У Черных ворот в Дрездене студент Ансельм опрокидывает огромную корзину с яблоками, и слышит от торговки жуткие проклятья и угрозы: «Попадешь под стекло,

Образ Бальтазара в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» | Сочинение по литературе
Образ Бальтазара в начале повести подается автором через портретное изображение “стройного юноши лет двадцати трех или четырех, из темных блестящих глаз которого убедительными словами проговаривает

Цахес - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
ЦАХЕС (нем. Zaches) - - герой сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819). Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить

Малыш Цахес на прозвищу Циннобер. Пересказ сюжета | Сочинение по литературе
События происходят в выдуманном княжестве Керепес, где когда-то деятельностью князя Пафнутия было внедрено “образование”. Прошли года, и плоды “образования” наглядно ощутимы: в местном университете

Характер конфликтов в сказке «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» | Сочинение по литературе
Неудовлетворенность обществом, общественными изменениями, и полемика с идеями и художественными принципами просветителей, и непринятие буржуазной действительности. Однако основной романтический

Фото Гофман Э.Т.

 Изменить 
Гофман Э.Т.

Гофман Э.Т. - Биография

    ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.
    Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814–1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.
 Изменить