Сочинения по литературе

Сатирическое изображение жизни («Крошка Цахес по прозвищу Циннобер»)

0
Творчество Гофмана считают новаторской в романтической литературе Германии. Тем не менее, ярко прослеживается его рост от писателя-романтика к писателю-сатирику. Именно произведение «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» дал возможность Гофману занять место выдающегося и непревзойденного сатирика в немецкой литературе. Своеобразная сказка-новелла увидела мир в 1819 году, незадолго до смерти писателя. Сложным был путь произведения к читателям за пределами Германии. Так, в Российской империи произведение не разрешили переводить и печатать, так как, как отмечал В. Белинский, в произведении было «много насмешек над звездами и чиновниками», ведь он будто проектировался на все морально-социальные недостатки существующего русского общества. Произведение «Крошка Цахес» имеет все признаки сказочности с присущими ей персонажами (фея, волшебник, волшебные предметы, книги и т.п.). И напряженный сюжет создается не с их помощью, а благодаря другим героям произведения - обычным людям. Среди них видим студентов, чиновников, ученых и невысокого чина вельмож, собственно, они и составляют большинство в обществе.
Писатель не скрывает своего отношения к главному герою - Цахесу - с самого начала давая его портретную характеристику. Перед нами - «мерзкий оборотень», «урод», «обрубок корявого дерева», «колдун», напоследок автор довершает портрет более детальным описанием: «Глава глубоко вошла в плечи, на месте спины торчал нарост, похожий на тыкву, а сразу от груди росли ножки, тонкие, как прутики орешника, и так весь он напоминал раздвоенную редьку». Разные персонажи временами называют Цахеса альрауном (альраун - корень мандрагоры, что похожий на фигурку человека).

Основной конфликт возникает в противостоянии двух ярких персонажей - Цахеса (со временем в произведении автор называет его Циннобер) и Бальтазара. Первый - воплощение уродливости человеческих недостатков, основанных на вранье, обмане, коварности, распущенности, без любого внутренне сдерживающего морального фактора. Второй - немного идеализированный, тем не менее, жизненно правдивый образ романтика за натурой с художественным слогом души. Возле этих двух сюжетных центров группируются все другие то ли за велением высших волшебных сил, то ли за велением сердца, над которым чары не имеют власти. Собственно, писатель своим ироническим или сатирическим глазом созерцает всех и не удерживается от донимающих замечаний. Так он иронически делает замечание, что профессор Мош Терпин открыл закон - «тьма наступает от недостатка света», большой правитель Пафнутий, введя «просветы», большим достижением считает ученость, насаждение акации и прививку оспы.Фея фон Розабельверде - будто добрая фея, которая проявляет заботу о несчастном карлике Цахеса, но необдуманно наделяет его теми свойствами, которых он не заслуживает, так как не приложил к этому никаких усилий. Она очень хотела, чтобы в немощном ребребенке что-то проснулось: «Ты не тот, за кого тебя уважают, но стремись приравняться к тому, на чьих крыльях ты немощный, бескрылый, взлетаешь в высоту». Но внутренний голос не проснулся. Фея поняла свою ошибку, и ей, наверное, не постичь всей сложности человеческой души. Однако она имела облегчение от того, что Цахес умер, и таким образом лишил ее лишних хлопот. Оказывается, что жалости недостаточно, чтобы бы помочь человеку, он сам прежде всего должен работать, душа его должна быть творцом окружающего мира и себя самого.

В обществе, в котором люди надеются на чудо, а не на собственные усилия чего-то достичь, моральные принципы совсем стираются, нивелируются, уступая циничному практицизму. Подтверждением этому - яркий и показательный эпизод после смерти Цахеса. Его мать, поняв, что наследства после смерти сына ей не видеть, просит фею отдать ей мертвого сына: «У нашего пастора много хорошеньких чучел - птичек и белочек, он напихает и моего крошку Цахеса, и я поставлю его на шкаф таким, как он есть, в красном камзоле, с широкой лентой и звездой на груди, на вечное воспоминание!»

Устройство общества, что построено на вранье, мошенничестве, унижении, напоминает карточный дом из залоснившихся, подрисованных, старых карт. И в этому карточном домике-государстве такой же ненастоящий правитель, при котором жизнь подданных зависит от кукольного и безобразного, ненастоящего министра Циннобера. Какая судьба такого государства? От наименьшего дуновения она разрушится, просто исчезнет. И это зависит от самих людей, от их волевого решения и моральных основ, которые исповедует общество.

Как и любая сказка, произведение Гофмана имеет счастливый конец. Тем не менее, именно такой финал углубляет восприятие предыдущих напряженных событий. Человек живет среди людей, строит собственную жизнь согласно своим принципам. Счастливо то общество, где люди не имеют заблуждения в глазах, а видят все в реальном свете, и стремятся создавать все своими руками для своего блага и для блага других - такой вывод можно сделать из произведения Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер».

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гофман Э.Т.

Противостояние художника и филистера основной конфликт сказки «Крошка Цахес» | Сочинение по литературе
По словам критика В. Белинского, романтизм - “это тайный грунт души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в

Призрачное и прекрасное в повести сказке Гофмана «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» | Сочинение по литературе
Великий немецкий романтик Э. Гофман раскрывает в своих произведениях иллюзорность и призрачность мира, в котором можно найти спасение от бездуховности, серости и пустоты лишь с помощью силы

Откуда берутся цахесы (По сказке Гофмана "Крошка Цахес") | Сочинение по литературе
Самым ярким представителем немецкого романтизма является Эрнст Теодор Амадей Гофман. Перу этого писателя принадлежит много произведений, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. Одним из

Малыш Цахес на прозвищу Циннобер | Сочинение по литературе
События происходят в выдуманном княжестве Керепес, где когда-то деятельностью князя Пафнутия было внедрено “образование”. Прошли года, и плоды “образования” наглядно ощутимы: в местном университете

Образ Цахеса в сказке «Малыш Цахес на прозвище Цинобер» | Сочинение по литературе
Образ Цахеса, как думают исследователи творчества Гофмана, мог быть навеянный писателю рисунками Жака Калло, в коллекции которого была целая серия карикатур, на которые он воссоздал гротескные образы

Безобразное и прекрасное в произведении Гофмана «Малыш Цахес» | Сочинение по литературе
Каждая страница творчества большого немецкого романтика - это страстная борьба прекрасной души поэта с безобразным миром. Свою личную судьбу Гофман видел как часть общей судьбы «маленьких людей», что

Материальный мир сказочных персонажей сказки «Крошка Цахес» | Сочинение по литературе
Гофман - знаковая фигура немецкого романтизма, которая сфокусировала все наиболее характерные его черты, образы и темы, центральные идеи. «Крошка Цахес» - сочинение эпохи немецкого романтизма.

Чудная фантастика сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» | Сочинение по литературе
В произведении Э. Гофмана «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» рассказывается о событиях, которые произошли в маленьком государстве князя Диметрия. По жанру это сказка-новелла. Действующими лицами

Цахес – герой сказки Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес по прозвонию Циннобер» | Сочинение по литературе
Сын бедной крестьянки фрау Лизы, нелепый уродец, до двух с половиной лет так и не научившийся говорить и хорошо ходить, Ц. пугал окружающих своей внешностью. Его паучьи ножки, голова, ушедшая в

Чем сказка «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» отличается от других сказок | Сочинение по литературе
В “Крошке Цахес” присутствуют традиционные сказочные элементы и мотивы. Это чудеса, столкновенье добра и зла, волшебные предметы и амулеты. Гофман использует традиционный сказочный мотив очарованной

Фото Гофман Э.Т.

 Изменить 
Гофман Э.Т.

Гофман Э.Т. - Биография

    ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776–1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.
    Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814–1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.
 Изменить