Сочинения по литературе

«Поэзия заговоров и заклинаний» в творчестве Ф. Сологуба и К. Бальмонта (2)

0
Поэзию ряда писателей начала XX века, в частности некоторых символистов «старшего поколения» — 3. все сочинения на a l l soch © 2005 Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова, Ф. Сологуба, считают декадансной. Действительно, для некоторых поэтов «серебряного века» характерны пессимистические настроения, неприятие окружающей действительности, осознание себя частью гибнущей культуры. Поэты ощущали всю суетность мира, невозможность совмещения мечты с реальностью и поэтому стремились уйти в мир, который А. Блок назвал «поэзией заговоров и заклинаний». Представителями этой поэзии были Ф. Сологуб, К. Бальмонт, остро ощущавшие все несовершенство мира.

Трагична судьба и жизнь Федора Сологуба. Сын портного и бедной крестьянки с самого раннего возраста (отец умер, когда мальчику было всего четыре года) был вынужден самостоятельно пробивать себе дорогу в жизнь, постоянно сталкиваясь со всеобщей несправедливостью. Несчастен поэт был и в личной жизни: его всепоглощающая любовь часто была без взаимности. Так, перипетии в судьбе, сложная историческая ситуация в России и ощущение некоей катастрофы, сопровождающее обычно рубеж столетий, — все это, безусловно, повлияло на поэзию Ф. Сологуба, которая окрашена в глубоко пессимистические тона:

Тружусь, как раб, а для свободы

Зову я ночь, покой и тьму.

(«Я — бог таинственного мира...»)

Излюбленными образами сологубовской поэзии становятся символы ночи, покоя, тьмы, которые заклинает и призывает поэт. Ведущими мотивами поэзии становится борьба мечты, фантазии с действительностью, окружающей реальностью. И здесь значимым становится образ-символ смерти:

Смерть шатается на свете И махает, словно плетью, Уплетенной туго сетью Возле каждой головы. («Живы дети, только дети...»)

Сологуб воспевал смерть как освободительницу от чар пошлости, обыденности. Гнусной действительности поэт противопоставляет творимую легенду, стараясь уйти от нелепой и дикой жизни, заклинаясь смертью:

Кто-то зовет в тишине:

«Брат мой, приблизься ко мне!

Легче вдвоем,

Если не сможешь идти,

Вместе умрем на пути,

Вместе умрем!»

(«В поле не видно ни зги...»)

Пути «освобождения от оков повседневности», предлагаемые Ф. Сологубом, разнообразны. Поэт то пытается обрести гармонию и счастье на придуманной им «земле Ойле», где «в сиянье ясного

Маира, все цветет, все радостно поет»; то просит та-1 лисман у колдуньи; то взывает «к далекой и странной области мечты»; то зовет на помощь дьявола, прося его:

«...Спаси, помилуй, — я тону. Не дай погибнуть раньше срока Душе озлобленной моей, — Я власти темного порока Отдам остаток черных дней». («Когда я в бурном море плавал...»)

Ф. Сологуб заклинает реальную действительность, противопоставляя ей мир поэтической мечты. Поэт стремится постичь невиданное, слагая романы и стихи, утешая и вводя в соблазны:

Не затеряется и голос мой

В хваленьях ангельских, горящих ясно.

Земля была моей тюрьмой,

Но здесь я прожил не напрасно.

Горячий дух земных моих отрав, Неведомых чистейшим серафимам, В благоуханье райских трав Вольется благовонным дымом. («Я испытал превратности судеб...»)

Подобно Ф. Сологубу, К. Бальмонт также не принимает действительность. Его лирический герой склонен к пессимизму и культу мимолетности:

В эти дни, как и встарь, Каждый миг, каждый час Лучший дар на алтарь Жизнь приносит для нас. («Духи чумы»)

Основными мотивами бальмонтовской лирики являются: неприятие внешнего мира, меланхолическая скорбь, томление по смерти и одновременно возвеличивание любви, природы, естественных основ земной жизни. Лирический герой поэта окутан чарами безысходности, томится во мраке:

Умер ветер. Ночь чернеет. Ропщет море. Мрак растет. Челн томленья тьмой охвачен. Буря воет в бездне вод.

(«Челн томленья»)

Показательным в этом отношении является стихотворение «Фантазия», в котором поэт призывает уйти из мира жестокой реальности и раствориться в собственных фантазиях, заговорить свою мечту. Характерным для этой бальмонтовской поэзии является образ-символ луны как заклинательницы новых восторгов «сказочной светлой свободной страны». Общая тональность лирических стихотворений — тихая, легкая грусть:

Я внемлю, мне так же скучно,

грусть со мною неразлучна, Равномерно, однозвучно рифмы стройные текут; В эту пору непогоды, под унылый плач природы; Дни, мгновенья, точно годы —

годы медленно идут.

(«Грусть»)

Призывая смерть как освободительницу от оков реальной жизни, Бальмонт в то же время пытается найти гармонию и совершенство в природе, в естественных чувствах, его очаровывают «уходящие тени», и он пытается настичь их и таким образом познать неизведанное. Но человеку не дано приподнять завесу реальности и заглянуть за пределы постигаемой действительности. И поэтому бальмонтовскому лирическому герою остается «лишь томленье» и желание заговорить жизнь и сделать ее похожей на мечту.

Действительно, рубеж XIX—XX веков — расцвет декадентских, упаднических настроений не только в обществе, но и в поэзии. Неслучайно А. Блок назвал творчество К. Бальмонта и Ф. Сологуба этого периода — «поэзией заговоров и заклинаний». Оба поэта создают произведения, где образы-символы тьмы, ночи, луны, теней, смерти выходят на первый план, но, несмотря на это, и К. Бальмонт, и Ф. Сологуб находят свое место в жизни, обретают себя в творчестве. Недаром Федор Сологуб напишет:

«...мои грехи,

Апостол Петр, многообразны. Ноя — поэт...»

(«Я испытал превратности судеб...») А Константин Бальмонт воскликнет:

Я победил холодное забвенье,

Создав мечту мою. Я каждый миг исполнен откровенья,

Всегда пою. Мою мечту страданья пробудили,

Но я любим за это. Кто равен мне в моей певучей силе? («Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...»)


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бальмонт К.Д.

Самый читаемый поэт на рубеже XIX—XX столетий | Сочинение по литературе
Русский символизм зарождался и оформлялся в 90-900-е годы. Бальмонту суждено было стать одним из его лидеров. Поэт с легкостью отошел от своих ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и

Константин Дмитриевич Бальмонт — основоположник символизма в русской поэзии | Сочинение по литературе
Бальмонту предназначено было стать одним из лидеров русского символизма, зарождавшегося и оформлявшегося в 90е годы 19 столетия. От своих ранних стихов с их темами сострадательного

«Поэзия заговоров и заклинаний» в творчестве Ф. Сологуба и К. Бальмонта (2) | Сочинение по литературе
Поэзию ряда писателей начала XX века, в частности некоторых символистов «старшего поколения» — 3. все сочинения на a l l soch © 2005 Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова, Ф. Сологуба,

Поэты символисты о музыке как высшей форме искусства | Сочинение по литературе
Взять музыку и, кровь погнав быстрей, В стихи добрызнуть огненный ручей... К. Бальмонт Музыка в поэзии символистов имела очень важное значение как метафористическое и в равной степени

Пути и судьбы поэтов серебряного века в эпоху войн и революций | Сочинение по литературе
и, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! И. Северянин Серебряный век русской литературы это эпоха, которая простирается между временем царствования Александра III и

Бальмонт жаждал изысканности русской медлительной речи | Сочинение по литературе
Он научился “превращать тоску в напев” и находить игру созвучий в природе, он из всех поэтов-символистов отличался особой напевностью и особой звучностью стиха. Черты символизма, по мнению

К.Бальмонт основные мотивы лирики | Сочинение по литературе
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце Борис Пастернак как-То писал: «Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами — гиганты». И действительно, только по прошествии времени

Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма | Сочинение по литературе
Автором этого стихотворения восторгались — «гений». Его низвергали — «стихотворная болтовня». Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д.

Фетовские традиции в пейзажной лирике К. Бальмонта | Сочинение по литературе
Поэтом-символистом серебряного века был Константин Бальмонт. Отличительной особенностью его поэзии явилась культурно-историческая преемственность. Поэт-символист не скрывает своих творческих

«Поэзия заговоров и заклинаний» в творчестве Сологуба, Белого, Бальмонта | Сочинение по литературе
Все тайники моей души полны Безмолвных слов, и снов, и воздыханья, и слышно мне, как будто трепетанья Проносятся, на крыльях тишины... Н. Арсеньев Общая мистическая

Фото Бальмонт К.Д.

 Изменить 
Бальмонт К.Д.

Бальмонт К.Д. - Биография



«Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал… надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой… И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! …мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти … сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается … и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: „Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!“» — таким запечатлел облик поэта Андрей Белый. Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности К. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. Неофилологическим обществом при Петербургском университете, М. А. Волошин назвал юбилеем «молодой» русской литературы: «Двадцать пять лет тому назад при звуке первых стихотворений Бальмонта она очнулась от того старческого сна, в который погружалась постепенно. Бальмонт был действительно заревом грядущих зорь».

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. «В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют», — вспоминал поэт в автобиографии 1907 г. Его литературные вкусы формировались под влиянием «народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина». В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко. Это помогло поэту познакомиться с западноевропейской литературой в подлинниках и переводить П. Б. Шелли, Э. По, П. Кальдерона, К. Марло, О. Уайльда. Позже проснулась страсть к путешествиям. «Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона», — заметил И. Эренбург. Действительно, поэт изъездил всю Европу (Скандинавия, Англия, Испания, Италия), посетил Мексику, совершил путешествия в Египет, Грецию, Океанию, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, южную и северную Индию. Литературный дебют — сборник «Стихотворения» (Ярославль, 1890) — не принес поэту ожидаемого успеха, сам он позже считал книгу слабой. Более счастливой оказалась судьба трех следующих сборников 1890-х годов — «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина». Уныло-романтическая тональность этих книг — поэзия «печали, угнетения, сумерек» — хорошо вписывалась в колорит лирики 90-х годов. Правда, на фоне господствовавшей тогда невыразительности поэтических форм и преобладания пушкинского ямба они выгодно отличались «блистательной отделкой стиха», обилием аллитераций и внутренних рифм, игрой цезурою, обрывистостью строк и новыми неожиданными ритмами. Бальмонт, названный Горьким «гениальным виртуозом формы», показал, «что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку». Отдельные стихотворения, такие как «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Камыши», были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту. Именно этим путем, используя музыкальные возможности стиха, пошли многочисленные подражатели поэта, прозванные «бальмонтистами». В сборниках «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь», вышедших в 1900 — 1903 гг., сформировалась индивидуально-бальмонтовская система поэтических образов-символов (солнце, огонь, стихии), оказавшая влияние на поэтику символизма в целом. В них поэт окончательно нашел «путь экстатического проникновения в душу мира, в сущность мироздания, окончательное оправдание всего многообразия вселенной, великое „Да“, которое он мучительно тщетно искал всю жизнь». В это время Бальмонт — кумир публики, он — на гребне своих творческих возможностей и «царит над русской литературой». Е. В. Аничков расценил программные сборники Бальмонта как «моральное, художественное и просто физическое освобождение от прежней скорбной школы русской поэзии, привязывающей поэзию к невзгодам родной общественности». Гордый оптимизм, жизнеутверждающий пафос бальмонтовской лирики, стремление к свободе от оков, налагаемых обществом, и возвращение к первоосновам бытия — все это воспринималось читателями не просто как эстетический феномен, а как новое мироощущение. Поэтический метод Бальмонта — импровизация, «импрессионистическая кристаллизация творческих мгновений». Они, полагал Брюсов, «властно берут» душу поэта «и увлекают ее в свою стремительность, как водоворот малый камешек. Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас … И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?» Бальмонт считал, что заслуга «новой поэзии» в умении «говорить исполненным намеком и недомолвок нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие»; в «символическом» произведении он видел «два содержания»: «скрытую отвлеченность и очевидную красоту». Уже со сборника «Литургия красоты» (1905) критика констатирует признаки очевидного «спада» в творчестве поэта. Хотя русская поэзия, как заметил Блок, не успела еще к этому времени изжить влияния Бальмонта, сам поэт начинает повторять «свои образы, свои приемы, свои мысли». Его прославления жизни не зву- чат уже убедительно, критика и читатели чувствуют в них теперь «что-то намеренное, какое-то усилие, какую-то при- нужденность языка и чувства» (В. Я. Брюсов). На революцию 1905 — 1907 гг. Бальмонт откликнулся политическими стихами, большей частью вошедшими в сборник «Песни мстителя». В поисках нового материала для поэтического творчества он обращается к фольклорным источникам: пишет стихи на темы славянской мифологии, перелагает былины, художественно обрабатывает заговоры и заклинания, хлыстовские «распевцы» (сборники «Жар-птица», «Зеленый вертоград»), знакомит читающую публику с эстетическими впечатлениями своих путешествий («Белый Зодчий», «Зарево зорь»). Книги эти уже не имеют успеха у читателей, а критика указывает на их художественное несовершенство. В 1920 г. Бальмонт покинул Россию и поселился во Франции. Он по-прежнему активно работает, занимается переводами, издает поэтические сборники. Лейтмотивом его лирики становятся тонкие ностальгические переживания. Склонный ранее к легким и веселым «переодеваниям» поэт — то он угрюмый скальд, то страстный мексиканец, то испанский гранд — впервые пишет о себе: «Я русский, я русый, я рыжий». Образ потерянной родины становится центральным в эмигрантских сборниках «Марево», «Мое — Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и других. Поэт пишет о ней с болью и проклятьями и в то же время не теряет надежды на возможное примирение.

 Изменить