Сочинения по литературе

Фетовские традиции в пейзажной лирике К. Бальмонта

0

Поэтом-символистом серебряного века был Константин Бальмонт. Отличительной особенностью его поэзии явилась культурно-историческая преемственность. Поэт-символист не скрывает своих творческих корней и во многом продолжает и развивает традиции классической поэзии XIX века, в частности Афанасия Афанасьевича Фета.
Вообще Фета считают поэтом чистого искусства, основными предметами его поэзии является любовь и природа, слитые воедино, как нечто гармонично целое. Так же и К. Бальмонт особое значение в своем творчестве придает пейзажной лирике. Так, подобно Фету, писавшему о шепоте, робком дыханье, он воспевает шепот (в болотной глуши) камышей, белого, чистого лебедя, влагу от дождевых капель. Поэтические образы природы, в которой все первозданно естественно и прекрасно, занимают особое место в поэтике Бальмонта, который то олицетворяет природу: и камыши говорят, лебедь как призрак женственно-прекрасный, ластятся волны, то наслаждает той тишиной, спокойствием, которое всегда ощущаешь, когда находишься наедине с природой.
Пейзажная лирика К. Бальмонта импрессионистична. Так же, как и А. Фета, поэта волнуют не сами предметы, образы, явленные в действительности, а те впечатления, ощущения, которые вызывает тот или иной образ:
Белый лебедь, лебедь чистый, Сны твои всегда безмолвны, Безмятежно-серебристый, Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою глубь немая, Без привета, без ответа, Но скользишь ты, утопая, В бездне воздуха и света.
(Белый лебедь)
Поэту в большой мере была свойственна способность смешивать разнообразные впечатления. Лирическому мироощущению Бальмонта присуще особое отношение к мимолетности, мгновенности жизни: его поэзия постоянный поиск мига красоты. Образы бальмонтовской пейзажной лирики прекрасны, но, как правило, мимолетны. Поэта всегда привлекал не предмет изображения, а острота ощущений, многообразие ассоциаций, вызванных в сознании тем или иным обликом реальности. Бальмонт в своих произведениях смог поэтически возвысить непостоянство, своеобразную ветреность настроений и вкусов:
Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на скол косогора, Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет громада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо.
( Безглагольность )
Внимание к переменчивым состояниям природы и внутреннего мира человека сформировало импрессионистическую поэтику К. Бальмонта. Постоянно работая над техникой стиха, Бальмонт таким образом развил художественные приемы, заявленные еще в творчестве А. Фета. Так, особое значение в бальмонтовских произведениях приобретает прием звукописи, а также многократное использование аллитераций, ассонансов и звуковых повторов:
Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо.
Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.
( Безглагольность )
Основой лирики К. Бальмонт считал магию слов, под которой понимал прежде всего музыкальность, завораживающий поток звуковых перекличек. Данный поэтический прием уже заявлен в ранних сборниках будущего мастера, и здесь четко прослеживается традиция А. Фета, о котором еще П. Чайковский сказал, что это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант. Так же, как и поэтические произведения Фета, многие стихотворения Бальмонта положены на музыку, самыми разными композиторами написаны сотни романсов на стихи русского поэта-символиста. Музыкальные приемы поэта разнообразны: помимо уже указанных (аллитерации, ассонансы), Бальмонт особое внимание уделяет рифмовке, ритму стиха, создает сложные прилагательные-эпитеты, а также часто повторяет последние слова предыдущей строки в начале следующей:
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня.
(Я мечтою ловил уходящие тени)
Доминирующее музыкальное начало поэзии Бальмонта стало крупным художественным открытием в русской поэзии серебряного века, ведь поэты начала XX века находились в поиске не только новых тем, мотивов, но и форм, способов, поэтических приемов, которые смогли бы помочь мастерам поэтического слова выразить свои мироощущения. Но не стоит забывать, что открывателем музыкальности как художественного приема в русской поэзии явился А. А. Фет, традиции которого и продолжил в своей поэзии К. Д. Бальмонт.
Таким образом, подводя итоги развитию фетов-ских традиций в поэзии К. Бальмонта, можно с уверенностью сказать, что, опираясь на лучшие достижения поэзии Фета, в частности используя приемы музыкальности и импрессионистичности, русский поэт-символист начала XX века становится продолжателем поэтических приемов великого классика XIX века и в то же время создает великолепные поэтические шедевры:
Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.
Не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву. И зову мечтателей... Вас я не зову! .
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бальмонт К.Д.

Самый читаемый поэт на рубеже XIX—XX столетий | Сочинение по литературе
Русский символизм зарождался и оформлялся в 90-900-е годы. Бальмонту суждено было стать одним из его лидеров. Поэт с легкостью отошел от своих ранних стихов с их мотивами жалостливого народолюбия и

Константин Дмитриевич Бальмонт — основоположник символизма в русской поэзии | Сочинение по литературе
Бальмонту предназначено было стать одним из лидеров русского символизма, зарождавшегося и оформлявшегося в 90е годы 19 столетия. От своих ранних стихов с их темами сострадательного

«Поэзия заговоров и заклинаний» в творчестве Ф. Сологуба и К. Бальмонта (2) | Сочинение по литературе
Поэзию ряда писателей начала XX века, в частности некоторых символистов «старшего поколения» — 3. все сочинения на a l l soch © 2005 Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова, Ф. Сологуба,

Поэты символисты о музыке как высшей форме искусства | Сочинение по литературе
Взять музыку и, кровь погнав быстрей, В стихи добрызнуть огненный ручей... К. Бальмонт Музыка в поэзии символистов имела очень важное значение как метафористическое и в равной степени

Пути и судьбы поэтов серебряного века в эпоху войн и революций | Сочинение по литературе
и, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб! И. Северянин Серебряный век русской литературы это эпоха, которая простирается между временем царствования Александра III и

Бальмонт жаждал изысканности русской медлительной речи | Сочинение по литературе
Он научился “превращать тоску в напев” и находить игру созвучий в природе, он из всех поэтов-символистов отличался особой напевностью и особой звучностью стиха. Черты символизма, по мнению

К.Бальмонт основные мотивы лирики | Сочинение по литературе
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце Борис Пастернак как-То писал: «Когда стихает шум эпохи, мы начинаем понимать: за плечами — гиганты». И действительно, только по прошествии времени

Творчество Бальмонта в контексте поэтики символизма | Сочинение по литературе
Автором этого стихотворения восторгались — «гений». Его низвергали — «стихотворная болтовня». Над ним подтрунивали. Его изучали. Им любовались. И до сих пор нет однозначной точки зрения на К. Д.

Фетовские традиции в пейзажной лирике К. Бальмонта | Сочинение по литературе
Поэтом-символистом серебряного века был Константин Бальмонт. Отличительной особенностью его поэзии явилась культурно-историческая преемственность. Поэт-символист не скрывает своих творческих

«Поэзия заговоров и заклинаний» в творчестве Сологуба, Белого, Бальмонта | Сочинение по литературе
Все тайники моей души полны Безмолвных слов, и снов, и воздыханья, и слышно мне, как будто трепетанья Проносятся, на крыльях тишины... Н. Арсеньев Общая мистическая

Фото Бальмонт К.Д.

 Изменить 
Бальмонт К.Д.

Бальмонт К.Д. - Биография



«Легкая, чуть прихрамывающая походка точно бросает Бальмонта вперед, в пространство. Вернее, точно из пространств попадает Бальмонт на землю — в салон, на улицу. И порыв переламывается в нем, и он, поняв, что не туда попал… надевает пенсне и надменно (вернее, испуганно) озирается по сторонам, поднимает сухие губы, обрамленные красной, как огонь, бородкой… И оттого-то весь облик его двоится. Надменность и бессилие, величие и вялость, дерзновение, испуг — все это чередуется в нем, и какая тонкая прихотливая гамма проходит на его истощенном лице, бледном, с широко раздувающимися ноздрями! …мстительный гений грозы, демон сжигающей страсти … сам рыжебородый Тор, но Тор, бредущий тоскливо по Арбату в октябрьский день, когда струи дождя дни и ночи натянуты над городом. Он останавливается … и вдруг надменно топнет ногой по мокрому асфальту: „Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце!“» — таким запечатлел облик поэта Андрей Белый. Чествование двадцатипятилетия литературной деятельности К. Д. Бальмонта, организованное 11 марта 1912 г. Неофилологическим обществом при Петербургском университете, М. А. Волошин назвал юбилеем «молодой» русской литературы: «Двадцать пять лет тому назад при звуке первых стихотворений Бальмонта она очнулась от того старческого сна, в который погружалась постепенно. Бальмонт был действительно заревом грядущих зорь».

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет — природа среднерусской полосы. «В наших местах есть леса и болота, есть красивые реки и озера, растут по бочагам камыши и болотные лилии, сладостная дышит медуница, ночные фиалки колдуют», — вспоминал поэт в автобиографии 1907 г. Его литературные вкусы формировались под влиянием «народных песен, Никитина, Кольцова, Некрасова и Пушкина». В юношеские годы появилась склонность к иностранным языкам, которыми он овладевал быстро и легко. Это помогло поэту познакомиться с западноевропейской литературой в подлинниках и переводить П. Б. Шелли, Э. По, П. Кальдерона, К. Марло, О. Уайльда. Позже проснулась страсть к путешествиям. «Бальмонт объехал весь свет. Кажется, мировая поэзия не знала поэта, который столько времени провел на палубе парохода или у окна вагона», — заметил И. Эренбург. Действительно, поэт изъездил всю Европу (Скандинавия, Англия, Испания, Италия), посетил Мексику, совершил путешествия в Египет, Грецию, Океанию, Южную Африку, Австралию, Новую Зеландию, южную и северную Индию. Литературный дебют — сборник «Стихотворения» (Ярославль, 1890) — не принес поэту ожидаемого успеха, сам он позже считал книгу слабой. Более счастливой оказалась судьба трех следующих сборников 1890-х годов — «Под северным небом», «В безбрежности», «Тишина». Уныло-романтическая тональность этих книг — поэзия «печали, угнетения, сумерек» — хорошо вписывалась в колорит лирики 90-х годов. Правда, на фоне господствовавшей тогда невыразительности поэтических форм и преобладания пушкинского ямба они выгодно отличались «блистательной отделкой стиха», обилием аллитераций и внутренних рифм, игрой цезурою, обрывистостью строк и новыми неожиданными ритмами. Бальмонт, названный Горьким «гениальным виртуозом формы», показал, «что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку». Отдельные стихотворения, такие как «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Камыши», были признаны шедеврами и принесли славу Бальмонту. Именно этим путем, используя музыкальные возможности стиха, пошли многочисленные подражатели поэта, прозванные «бальмонтистами». В сборниках «Горящие здания», «Будем как Солнце», «Только любовь», вышедших в 1900 — 1903 гг., сформировалась индивидуально-бальмонтовская система поэтических образов-символов (солнце, огонь, стихии), оказавшая влияние на поэтику символизма в целом. В них поэт окончательно нашел «путь экстатического проникновения в душу мира, в сущность мироздания, окончательное оправдание всего многообразия вселенной, великое „Да“, которое он мучительно тщетно искал всю жизнь». В это время Бальмонт — кумир публики, он — на гребне своих творческих возможностей и «царит над русской литературой». Е. В. Аничков расценил программные сборники Бальмонта как «моральное, художественное и просто физическое освобождение от прежней скорбной школы русской поэзии, привязывающей поэзию к невзгодам родной общественности». Гордый оптимизм, жизнеутверждающий пафос бальмонтовской лирики, стремление к свободе от оков, налагаемых обществом, и возвращение к первоосновам бытия — все это воспринималось читателями не просто как эстетический феномен, а как новое мироощущение. Поэтический метод Бальмонта — импровизация, «импрессионистическая кристаллизация творческих мгновений». Они, полагал Брюсов, «властно берут» душу поэта «и увлекают ее в свою стремительность, как водоворот малый камешек. Истинно то, что сказалось сейчас. Что было перед этим, уже не существует. Будущего, быть может, не будет вовсе. Подлинно лишь одно настоящее, только этот миг, только мое сейчас … И действительно, что такое стихи Бальмонта, как не запечатленные мгновения?» Бальмонт считал, что заслуга «новой поэзии» в умении «говорить исполненным намеком и недомолвок нежным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие»; в «символическом» произведении он видел «два содержания»: «скрытую отвлеченность и очевидную красоту». Уже со сборника «Литургия красоты» (1905) критика констатирует признаки очевидного «спада» в творчестве поэта. Хотя русская поэзия, как заметил Блок, не успела еще к этому времени изжить влияния Бальмонта, сам поэт начинает повторять «свои образы, свои приемы, свои мысли». Его прославления жизни не зву- чат уже убедительно, критика и читатели чувствуют в них теперь «что-то намеренное, какое-то усилие, какую-то при- нужденность языка и чувства» (В. Я. Брюсов). На революцию 1905 — 1907 гг. Бальмонт откликнулся политическими стихами, большей частью вошедшими в сборник «Песни мстителя». В поисках нового материала для поэтического творчества он обращается к фольклорным источникам: пишет стихи на темы славянской мифологии, перелагает былины, художественно обрабатывает заговоры и заклинания, хлыстовские «распевцы» (сборники «Жар-птица», «Зеленый вертоград»), знакомит читающую публику с эстетическими впечатлениями своих путешествий («Белый Зодчий», «Зарево зорь»). Книги эти уже не имеют успеха у читателей, а критика указывает на их художественное несовершенство. В 1920 г. Бальмонт покинул Россию и поселился во Франции. Он по-прежнему активно работает, занимается переводами, издает поэтические сборники. Лейтмотивом его лирики становятся тонкие ностальгические переживания. Склонный ранее к легким и веселым «переодеваниям» поэт — то он угрюмый скальд, то страстный мексиканец, то испанский гранд — впервые пишет о себе: «Я русский, я русый, я рыжий». Образ потерянной родины становится центральным в эмигрантских сборниках «Марево», «Мое — Ей», «В раздвинутой дали», «Северное сияние» и других. Поэт пишет о ней с болью и проклятьями и в то же время не теряет надежды на возможное примирение.

 Изменить