Сочинения по литературе

Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова

0
Выполняя поставленную перед собой задачу «показать хотя бы с одного бока всю Россию», Гоголь создает образ предпринимателя-авантюриста, до него почти не известный в русской литературе. Гоголь одним из первых заметил, что современный век - это век меркантильных отношений, когда материальное богатство становится мерилом всех ценностей в человеческой жизни. В России того времени появляется тип нового человека – приобретателя, целью жизненных устремлений которого оказываются деньги. Богатая традиция плутовского романа, центром которого был герой низкого происхождения, пройдоха и обманщик, стремящийся извлечь выгоду из своих авантюр, давала писателю возможность создать художественный образ, отражающий русскую действительность первой трети XIX века.
В противоположность добродетельному персонажу классицистических романов, а также герою романтических и светских повестей, Чичиков не обладал ни благородством характера, ни знатностью происхождения. Определяя тип героя, с которым автору предстояло идти долго рука об руку, он называет его «подлецом». Слово «подлец» имеет несколько значений. Оно обозначает и человека низкого происхождения, выходца из черни, и того, кто для достижения цели готов на все. Таким образом, центральной фигурой поэмы Гоголя становится не высокий герой, а антигерой. Результатом воспитания, которое получал высокий герой, становилась честь. Чичиков же проделывает путь «антивоспитания», результатом которого становится «античесть». Вместо высокого кодекса морали он усваивает искусство жизни среди невзгод и злоключений.

Житейский опыт Чичикова, приобретенный им еще в доме отца, приучал его полагать свое счастье в материальном достатке – этой несомненной реальности, а не в чести – пустой видимости. Напутствуя своего сына при поступлении в училище, отец дает ему драгоценные наставления, которым Павлуша будет следовать всю жизнь. Прежде всего, отец советует сыну «угождать учителям и начальникам».

атем отец, не видя пользы в дружбе, советует ему не водиться с товарищами, или, если на то пошло, водиться с теми, которые побогаче, чтобы они могли быть полезными при случае. Не угощать и не потчевать никого, а вести себя так, чтобы его угощали, - еще одно пожелание отца сыну. И, наконец, самый ценный совет заключается в том, чтобы «больше всего беречь и копить копейку: эта вещь надежнее всего на свете». «Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Уже первые шаги самостоятельной жизни гоголевского героя обнаружили в нем практический ум и способность к самоотверженности ради накопления денег. Не издержав на лакомства ни копейки из полученной от отца полтины меди, он в тот же год сделал к ней приращение. Поражает его изобретательность и предприимчивость в способах добычи денег. Он слепил из воска снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Покупал на рынке съестное и садился возле тех, кто побогаче, соблазняя их пряником или булкой. Когда же они чувствовали голод, он брал с них деньги, соображаясь с их аппетитом. Обнаружив удивительное терпение, он два месяца провозился с мышью, научив ее вставать и ложиться по приказу, чтобы потом выгодно продать. Вырученные от этих спекуляций деньги, он зашил в мешочек и стал копить другой.

Изобретательность в отношении способов добычи денег станет его отличительной чертой в дальнейшем. Не участвуй он сам в предприятии с путешествием испанских баранов через границу, никому бы не удалось привести в исполнение подобное дело. Мысль о скупке мертвых душ, пришедшая ему в голову была настолько необычной, что он не сомневался в ее успехе, хотя бы потому, что никто не поверил бы в возможность такого предприятия.

«В отношении к начальству он повел себя еще умнее», - говорит автор. Его послушание в училище было беспримерным.

Сразу после урока он подавал учителю треух, а по дороге домой он три раза попадался ему на глаза, беспрестанно снимая шапку. Все это помогло ему в училище быть на отличном счету, по окончании его получить отличный аттестат и «книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение».

Но вот случилась беда с учителем, отличавшим Павлушу от других и ставившим его в пример остальным ученикам. Бывшие ученики, умники и остряки, которых этот учитель не любил, подозревая в непокорности и заносчивом поведении, собрали средства, необходимые для помощи ему. Один только Чичиков отказался помочь своему учителю, пожалев накопленные им деньги. «Надул, сильно надул...», - скажет учитель, узнав о поступке своего любимого ученика. Эти слова будут сопровождать Павла Ивановича всю жизнь.

Следующий, кого Павел Иванович ловко обведет вокруг пальца, чтобы получить более высокую должность, - это суровый повытчик, под началом которого он служил. Ничего не добившись угождением своему неприступному начальнику, Чичиков ловко использует его некрасивую дочь, притворившись влюбленным в нее. Однако получив новую должность, он забывает о свадьбе и тут же переезжает на другую квартиру. Беспринципность и даже цинизм обнаруживаются в этих поступках героя, готового использовать любые способы ради успеха в карьере.

Служба для Чичикова была хлебным местечком, за счет которого он мог кормиться с помощью взяток и казнокрадства. Когда начались преследования взяток, он не испугался и обратил их в свою пользу, обнаружив «прямо русскую изобретательность». Устроив все так, чтобы взятки брали писари и секретари и делились с ним как со столоначальником, Чичиков сохранил репутацию честного и неподкупного человека.

А задуманная Чичиковым афера с брабантскими кружевами, когда он служил на таможне, давала ему возможность скопить в один год такой капитал, какого он не заработал бы за двадцать лет ревностной службы. Разоблаченный своим товарищем, он искренне недоумевал, почему пострадал именно он. Ведь на должности никто не зевает, все приобретают. В его представлении, должность для того и существует, чтобы наживаться.

Однако он не был скрягой или скупцом, любившим деньги ради денег и отказывавшим себе во всем ради одного только накопительства. Впереди ему мерещилась жизнь во всех удовольствиях, со всяким достатком, экипажи, отлично устроенный дом, вкусные обеды. Он даже помышлял о женитьбе и заботился о своем будущем потомстве. Ради этого он готов был терпеть всевозможные ограничения и лишения, все победить, все преодолеть.

Мысли о возможном браке, как и все остальное, в уме Павла Ивановича сопровождались материальными расчетами. Встретив случайно по дороге к Собакевичу незнакомую ему девушку, впоследствии оказавшуюся дочерью губернатора, которая поразила его своей молодостью и свежестью, он подумал, что она могла бы быть лакомым кусочком, если за ней дадут «тысячонок двести приданого».

Удивительна непреодолимая сила характера Чичикова, его способность не растеряться под сокрушительными ударами судьбы, готовность начать все сначала, вооружиться терпением, вновь ограничить себя во всем, вновь вести трудную жизнь. Свое философское отношение к превратностям судьбы он выразил словами пословиц: «Зацепил – поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать». Готовность на любые авантюры ради денег делает Чичикова поистине «героем копейки», «рыцарем наживы».
Этот капитал должен стать основой процветания для него самого и его потомства. Чичикова, торгующего ничем и покупающего ничто, не беспокоит отсутствие логики в его стремлении построить свое благополучие на пустом месте.

Созданный Гоголем образ нового человека, появившегося в русской действительности, не является добродетельной личностью, способной к самоотверженным поступкам ради высоких идеалов, а хитрый плут, совершающий свои проделки в обманывающем и обманутом мире. Он как зеркало, в котором отражается неблагополучное состояние социальной и духовной жизни нации. Это неблагополучие, запечатленное в характере центрального персонажа, в конечном счете, и сделало его существование возможным.




 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гоголь Н.В.

Манилов и Плюшкин - два типа характеров в поэме "Мертвые души" | Сочинение по литературе
Анализируя образы героев поэмы, прежде всего необходимо помнить, что все они обусловлены социально. В работе "Реализм Гоголя" Г.А. Гуковский отмечает, что в центре 1-го тома -

Мертвая и живая душа в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» | Сочинение по литературе
На моем столе книга, о которой мы можем сказать, что она средняя по объему, то есть не фолиант, не многотомное сочинение, но и не маленькое. Название довольно странное — «Мертвые души». Я мысленно

Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» | Сочинение по литературе
Поскольку жанр поэмы предполагает равноправие лирического и эпического начал, без авторского слова обойтись в этом произведении невозможно. Лирическое начало в поэме «Мёртвые души» реализуется именно

Особенности композиции одного из произведений русской литературы XIX века | Сочинение по литературе
Была на то воля промысла, чтобы непо-стижимая слепота пала на глаза многих. Будь то не мёртвые души, а живые души. Нет дру-гой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, пролезай иначе, есть тот

Поэма Гоголя «Мертвые души». Своеобразие жанра. Особенности композиции. Смысл названия. | Сочинение по литературе
Поэма «Мертвые души» (1842) - произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно.

Поэма «Мертвые Души» - гениальная сатира на крепостническую Русь | Сочинение по литературе
Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Творчество Н. В, Гоголя многогранно и разнообразно. Писатель обладает

Размышления над поэмой Н.В.Гоголя "Мертвые души" | Сочинение по литературе
Размышляя над творчеством Н. В. Гоголя, я решила посвятить свое сочинение поэме Мертвые души . Как создатель произведений, посвященных, по образному выражению митрополита Киевского и Галицкого

Роль лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души” | Сочинение по литературе
При каждом слове поэмы читатель может говорить: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет!» Этот русский дух ощущается и в юморе, и в иронии, и в выражении автора, и в размашистой

Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя | Сочинение по литературе
Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для этого условиях русской действительности. Кроме того, это время

Система персонажей в поэме «Мертвые души» | Сочинение по литературе
Пушкин отдал Гоголю свой сюжет, из которого сам хотел сделать что-то вроде поэмы. Это был сюжет «Мертвых душ». Гоголь изображает большой губернский город и имения помещиков этой губернии. Крупным

Фото Гоголь Н.В.

 Изменить 
Гоголь Н.В.

Гоголь Н.В. - Биография

    ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие  Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии -- 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель.

     Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород" и "Арабески" (оба-- 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в повести "Шинель" (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало "петербургских повестей" ("Нос", "Портрет") получило развитие в комедии "Ревизор" (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе "Мертвые души" (1-й том -- 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ". Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.    
Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед писателя Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил на службу в гетманскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую -- Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места -- Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери -- Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные переживания будущего писателя. Другим источником сильных впечаилений мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил "под террором загробного воздаяния".

     "Задумываться о будущем я начал рано...". Годы учения. Переезд в Петербург.Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре -- как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и сурьезном роде", но также и в комическом духе, например, сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в "вольнодумстве" (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу).

     По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма "Ганц Кюхельгартен", написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

     По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу -- вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.
    
     "Вечера на хуторе близ Диканьки"
     Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни "Вечера на хуторе близ Диканьки" (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...". Вместе с тем "веселость" гоголевской книги обнаруживала различные оттенки -- от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в "Вечерах..." проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
     После выхода первой прозаической книги Гоголь -- знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.
    
     "Миргородский" и "петербургский" циклы. "Ревизор"
     1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений -- "Арабески" и "Миргород" (оба в двух частях); начата работа над поэмой "Мертвые души", закончена в основном комедия "Ревизор", написана первая редакция комедии "Женихи" (будущей "Женитьбы"). Сообщая о новых созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере "Ревизора" (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем "Современнике": "Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале". Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году").
     "Миргород" и "Арабески" обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к "Вечерам..." ("малороссийская" жизнь), миргородский цикл, объединивший повести "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик -- пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств -- вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в "Тарасе Бульбе" -- столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же "петербургских повестей" из "Арабесок" ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет"; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, "Нос" и "Шинель") -- это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в "Ревизоре", в котором "сборный город" как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги -- плута или авантюриста -- в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной "немой сценой". Освобожденная от конкретных деталей "наказания порока", передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое -- как напоминание о неминуемом Страшном суде.
    
     Главная книга
     В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию -- в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над "Мертвыми душами", сюжет которых (как и "Ревизора") был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка "ревизских душ" умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно -- не только со стороны "низменных рядов ее", но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие "мертвая душа" и вытекавшая отсюда антитеза "живой" -- "мертвый" из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, "ревизская душа") передвигались в сферу переносной и символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим -- общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика "Мертвых душ" (обозначение "поэма" указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала).
    
     Второй том "Мертвых душ". "Выбранные места из переписки с друзьями"
     После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых -- "Размышления о Божественной литургии" (опубликован посмертно в 1857).
     В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.
     К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям -- А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни.
     В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.
     Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).
    
     "Четырехмерная проза"
     В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке "маленького человека". На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. "Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир..." (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
 Изменить 
new-lyrics

Случайные