Сочинения по литературе

Замысел написания романа «Собор Парижской Богоматери»

0

Июльская революция 1830 г. смела династию Бурбонов, но республика не была установлена. На трон был посажен герцог Орлеанский -Луи Филипп. Истинными властителями Франции стали банкиры и финансисты, у которых государство находилось в постоянном долгу. Гюго приветствовал революцию, он записался в Национальную гвардию, был полон патриотического подъема и верил в благодетельность реформ нового правительства. Но как только замолкли выстрелы, поэт запер в шкаф свой мундир, национального гвардейца и, облачившись в серый вязаный халат, подверг себя добровольному домашнему заточению. Он должен был по договору с издателем срочно написать давно обещанный роман.

«Собор Парижской богоматери» появился в свет в феврале 1831 г. Эта новая победа писателя была самой значительной из одержанных им до тех пор. Прошло уже более ста тридцати лет, как написан этот роман, но он остается вечно молодым. Кто из читателей романа не помнит сурового и прекрасного силуэта собора с его двумя мощными башнями, гудения его колоколов, которые раскачивал глухой звонарь Квазимодо? Хохота толпы, избравшей горбуна папой шутов и пригвоздившей его затем к позорному столбу? Улыбки Эсмеральды, протянувшей горбуну кружку с глотком воды? Действие романа чрезвычайно драматично, весь он построен на контрастах. Прекрасное и безобразное, любовь и ненависть, свет и мрак противостоят, переплетаются, вступают в борьбу. В глухом чудовище Квазимодо пробуждается истинно человеческая любовь. Мрачный аскет Фролло становится злодеем.

Этот роман о средневековом Париже несет в себе отзвуки, событий современности. В нем уже звучит тема обездоленных, в нем глухо нарастает гул народного восстания. Поистине чудовищен в романе не уродливый Квазимодо, не грешный Фролло, а скаредный, жестокий, холодный Людовик XI. Это король приказывает стрелять в бунтующую толпу. Это он посылает на виселицу Эсмеральду. Стоимость прутьев железной клетки для короля дороже, чем жизнь узника, заключенного в ней.

Сразу же после восстания 1832 г. Гюго выпускает драму «Король забавляется», где устами шута Трибуле проклинает тиранов. Драма запрещена. Цензура июльской монархии ушла недалеко от цензуры монархии Бурбонов. Одну за другой Гюго пишет новые пьесы. Лучшая из них «Рюи Блаз» (1838). Герой ее, простой слуга, умнее; прозорливее и благороднее монархов и министров. К концу 30-х годов романтическая драматургия Гюго уже признана, бои в театрах утихают, защитники-старины повержены. Во Франции в 30-е годы выросла большая новая литература, рожденная эпохой буржуазных революций. Уже завоевал себе имя и славу великий, реалист, обличитель гнусных тайн буржуазного мира Оноре Бальзак. Звучит взволнованный голос Жорж Санд, ратующей за свободу чувства, за право женщины быть человеком. Уже появились изумительные романы великого человековеда Стендаля, не признанного и забытого своими современниками.

И в этой плеяде Виктор Гюго - одна из звезд первой величины. Под его пером родились новые созвучия, он открыл шлюзы стеснительных правил, и в подстриженные сады французской поэзии потоком хлынули новые слова, новые звучания, засияли ослепительные краски. Выросли и зашумели могучие леса французской поэзии XIX в.


В 30-е годы появилось несколько прекрасных стихотворных сборников Виктора Гюго: «Осенние листья», «Песни сумерек», .«Внутренние голоса», «Лучи и тени». То и дело, заглушая любовные напевы, возвышенные разговоры с ночным небом, гимны солнечным закатам, звучит в этих стихах грозная медь гражданской лирики.

* Да, муза посвятить себя должна народу.
* И забываю я любовь, семью, природу,
* И появляется, всесильна и грозна,
* У лиры медная, гремящая струна.

Этими строками заканчивается последнее стихотворение лирического сборника «Осенние листья». В следующее десятилетие, в 40-е годы, «медная струна» звучит в поэзии Гюго глуше и на время даже совсем затихает. Гюго в это время уже на вершине славы. Правда, у него немало врагов и завистников, немало и личных горестей. В 1842 г. он надолго умолкает после смерти любимой дочери. Но не только личным горем вызван творческий кризис, который переживает писатель. От него ждут новых шедевров. После неоднократных попыток он избран наконец в Академию. Знатные дамы наперебой приглашают его в свои салоны, критики пишут о нем статьи. Король то и дело принимает его в Тюильри и ведет с ним долгие беседы. В 1845 г. Гюго пожаловано звание пэра Франции. Все это льстит его самолюбию, а он очень горд и самолюбив. И все же Гюго не чувствует удовлетворения, и лира его замолкла.

Поэт надеялся, что, приняв участие в делах государства, он добьется реформ, улучшения жизни бедняков, смягчения социальных контрастов. Но он убеждается, что в палате пэров его едва слушают. Да и выступает он не очень часто. И ничего не изменилось во Франции от его участия в государственных делах. С удивлением он видит эти дела вблизи. Члены палаты пэров, министры замешаны в гнусных коммерческих махинациях, все кругом продажно. Государственные основы подточены червем корысти и наживы, они обветшали и прогнили. Народ страдает, и страдания его все нарастают. Голодные бунты в провинции, разоренные деревни, нищие на улицах Парижа.

Гюго возвращается к своей работе над романом о бедняках. Он думает назвать его «Нищета». Первый вариант уже почти закончен, но работа неожиданно прерывается. В феврале 1848 г. во Франции вспыхивает революция.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гюго В.

Раздумья о вечных ценностях в романе «Собор Парижской Богоматери» | Сочинение по литературе
Творчество французского писателя объединяет в себе разные литературные тенденции: романтизм, реализм, зачатки модернизма. Виктор Гюго был теоретиком и художником романтического направления

Эрнани герой пьесы В.Гюго | Сочинение по литературе
Принято считать, что Эрнани — один из наиболее типичных романтических героев, выражающий тип героя-мстителя, страстного, чувствительного, экзальтированного. Пылкие монологи Эрнани невозможно

Художественные детские образы Гюго-романтика | Сочинение по литературе
Писатель широкого творческого диапазона и огромного общественного темперамента, страстный гуманист и поборник справедливости, Гюго разоблачал бесчеловечные законы буржуазного государства, клеймил

Гюго защитник жертв общественной и политической несправедливости | Сочинение по литературе
Личность Гюго поражает своей разносторонностью. Один из самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих соотечественников он прежде всего великий национальный поэт, реформатор французского

Последние творческие годы Гюго | Сочинение по литературе
«Выплавляя революцию, - с присущим ему пафосом пишет: Гюго, - Конвент одновременно выковывал цивилизацию. Да, горнило, но также и горн. В том самом котле, где кипел террор, крепло бродило прогресса.

Гюго юноша драматург и новатор | Сочинение по литературе
1876 год. Уже пять лет прошло с тех пор, как улицы Парижа обагрились кровью коммунаров. В Версале идет заседание сената. На трибуну поднимается седобородый человек, весь в черном, с белой, как снег,

Творчество и жизнь Гюго в разгар гражданских смут 1850 года | Сочинение по литературе
С 1846 года страна находится во власти экономического кризиса, усугубляющегося неурожаями. В деревнях царил голод, нищета рабочих чудовищна. Народная ненависть к режиму финансовой олигархии, каким

Героизм французского народа в романах Гюго | Сочинение по литературе
Только после падения наполеоновского режима, осенью 1870 г. Гюго вернулся на родину. То была трудная для Франции пора: германские полчища катились к Парижу, занимали департамент за департаментом и,

Поэтический талант Виктора Гюго | Сочинение по литературе
Виктор Гюго - наиболее авторитетный из французских романтиков XIX столетия, вождь французского романтизма и его теоретик. Он родился 26 февраля 1802 года в Безансоне в довольно странной семье: отец,

Первые прозаические произведения Гюго | Сочинение по литературе
После неудачной попытки с «Кромвелем» Гюго пытается взять реванш новой, стихотворной драмой «Марион Делорм» (1829). Пьеса могла бы иметь успех благодаря остроте сюжета, неожиданности его поворотов,

Фото Гюго В.

 Изменить 
Гюго В.

Гюго В. - Биография

    ГЮГО, ВИКТОР (Hugo, Victor) (1802–1885), великий французский поэт, романист, драматург; лидер романтического движения во Франции. Родившийся 26 февраля 1802 в Безансоне Виктор Мари был третьим сыном капитана (позднее генерала) Ж.Л.С.Гюго (родом из Лотарингии) и Софи Требюше (родом из Бретани). Родители совершенно не подходили друг другу и часто разъезжались; 3 февраля 1818 они получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, волевой женщины, разделявшей роялистские и вольтерьянские взгляды. После смерти жены в 1821 отец сумел вернуть любовь сына.
    Долгое время образование Гюго было бессистемным. Несколько месяцев он провел в мадридском колледже Ноблес; во Франции его наставником стал бывший священник отец де ла Ривьер. В 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда наиболее способные ученики переходили в лицей Людовика Великого. К этому периоду относятся его самые ранние стихотворные опыты – большей частью переводы из Вергилия. Вместе с братьями он предпринял издание журнала «Литературный консерватор» («Le Conservateur littraire»), где были опубликованы его ранние поэтические произведения и первая версия мелодраматического романа Бюг Жаргаль (Bug Jargal, 1821). Его приняли в роялистское «Общество изящной словесности». Увлечение подругой детских лет Адель Фуше встретило решительное неодобрение матери. После ее смерти отец позволил влюбленным встречаться, и этот период ухаживания отразился в Письмах к невесте (Lettres la fiance). Первая поэтическая книга Гюго, Оды и разные стихотворения (Odes et posies diverses, 1822), была замечена королем Людовиком XVIII, которому пришлись по вкусу оды в роялистском духе. Не по летам зрелому поэту была назначена ежегодная пенсия в 1200 франков, что позволило Виктору и Адели повенчаться 12 октября 1822.
    Определение «меланхолический романтик» никак не подходит к Виктору Гюго периода 1820-х годов. Счастливый супруг, любящий отец и необыкновенно удачливый литератор, он не ведал огорчений, какие увековечивают в прозе или стихах. В 1823 он опубликовал свой второй роман, Ган Исландец (Han d'Islande), повествование в готическом стиле, в традиции Замка Отранто Х.Уолпола и Монаха М.Льюиса. В 1828 вышло каноническое издание Од и баллад (Odes et ballades); яркая образность баллад свидетельствовала об усилении романтических тенденций в его творчестве.
    В числе друзей и знакомых Гюго были такие литераторы, как А.де Виньи, А.де Сен-Вальри, Ш.Нодье, Э.Дешан и А.де Ламартин. Образовав группу Сенакль (франц. «сообщество», «содружество») при журнале «Французская муза», они часто встречались в салоне Нодье, хранителя библиотеки Арсенала. Особо тесные отношения связывали Гюго и Ш.Сент-Бёва, который написал в «Глоб» хвалебную рецензию на Оды и баллады.
    В 1827 Гюго опубликовал пьесу Кромвель (Cromwell), слишком длинную для постановки на сцене; ее знаменитое Предисловие стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на столь любезное французам единство времени, места и действия, высказался в пользу более гибкой системы стихосложения и ратовал за соединение возвышенного с гротеском. Этот манифест, а также пронзительно человечная повесть Последний день приговоренного к смерти (Le dernier jour d'un condamn, 1829) и поэтический сборник Восточные мотивы (Les Orientales, 1829) принесли Гюго славу.
    Период с 1829 по 1843 был чрезвычайно продуктивным в творчестве Гюго. В 1829 появилась пьеса Марион Делорм (Marion de Lorme), запрещенная цензурой за нелицеприятный портрет Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал романтическую драму Эрнани (Hernani). За скандальной премьерой (25 февраля 1830) последовали другие, столь же шумные ее представления. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и победой романтизма, которую окончательно закрепил успех Собора Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831). В романе, живописующем Париж 15 в. и великое творение готики, Гюго впервые предстал как прозаик.
    Марион Делорм была все-таки поставлена 11 августа 1831; за ней свет рампы увидели Король забавляется (Le Roi s'amuse, 1832), Лукреция Борджиа (Lucrce Borgia, 1833), Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833), Анджело (Angelo, 1835), Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838) и Бургграфы (Les Burgraves, 1843). Все они, в т.ч. лучшая из них, Рюи Блаз, воплощали принципы, сформулированные в «Предисловии» к «Кромвелю».
    Важные события произошли в личной жизни Гюго. Сент-Бёв влюбился в его жену, и пути бывших друзей разошлись. Сам Гюго проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ, с которой познакомился в начале 1833. Их связь продолжалась вплоть до ее смерти в 1883. Выходившие с 1831 по 1840 сборники лирических стихотворений в значительной мере навеяны личными переживаниями поэта. В Осенних листьях (Les Feuilles d'automne, 1831) перемежаются темы природы и детства. В Песни сумерек (Les Chants du crpuscules, 1835) вошло несколько стихотворений политического характера, остальные внушены чувством к Жюльетте. Меланхоличны по тону Внутренние голоса (Les Voix intrieures, 1837), с их необыкновенно трогательным стихотворением, посвященным брату Эжену, который скончался в больнице для умалишенных. Разнообразные по тематике Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840) обнаруживают тягу к обретению веры. Актом гуманности стал роман Гюго Клод Ге (Claude Gueux, 1834), не только направленный против смертной казни, но и видевший корень всех зол в проблеме бедности. В 1834 издан также сборник выходивших прежде полностью или в отрывках критических эссе Литературно-философская смесь (Littrature et philosophie mles).
    В 1841 заслуги Гюго получают признание Французской Академии, которая избирает его своим членом. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок Рейн (Le Rhin, 1842), в которой излагает свою программу международных отношений, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. В 1843 поэт пережил трагедию: его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули в Сене. Удалившись на время от общества, Гюго ушел в работу над большим романом Невзгоды (Les Misre), прерванную революцией 1848. Гюго занялся политикой, был избран в Национальное Собрание; после государственного переворота 2 декабря 1851 он бежал в Брюссель, оттуда перебрался на о.Джерси, где провел три года, а затем (1855) обосновался на о.Гернси.
    За время долгого изгнания Гюго создал величайшие свои произведения. В 1853 появились Возмездия (Chtiments), блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III; в 1856 вышел сборник лирической и философской поэзии Созерцания (Les Contemplations); в 1859 Гюго опубликовал первые два тома Легенды веков (La Lgende des sicles), утвердившие за ним славу эпического поэта. В 1860–1861 Гюго вернулся к начатому роману Невзгоды. Книга была напечатана в 1862 под ставшим отныне знаменитым названием Отверженные (Les Misrables). В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал трактат Уильям Шекспир (William Shakespeare, 1864), сборник стихотворений Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865), а также два романа – Труженики моря (Les Travailleurs de la mer, 1866) и Человек, который смеется (L'Homme qui rit, 1869).
    После крушения режима Наполеона III в 1870, в самом начале франко-прусской войны, Гюго вернулся с Жюльеттой в Париж. В течение многих лет он противостоял империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему была оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальное Собрание в 1871, Гюго вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. Смерть сына Шарля и хлопоты, связанные с заботой о внуках, объясняют его отсутствие в Париже в период Коммуны и гражданской войны. Свидетельством его патриотизма и утраты иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842, стал сборник Грозный год (L'Anne terrible, 1872). В 1874 равнодушный к успехам натуралистической школы Гюго вновь обратился к историческому роману, написав роман Девяносто третий год (Quatre-vingt-treize). В возрасте 75 лет он издал не только вторую часть Легенды веков, но и сборник Искусство быть дедом (L'Art d'tre grand-pre), на создание которого его вдохновили дети Шарля. Заключительная часть Легенды веков вышла в 1883. В том же году скончалась Жюльетта Друэ. После этого Гюго стал заметно сдавать. В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо. Посмертные публикации Гюго: Конец Сатаны (La Fin de Satan, 1886), Театр и свобода (Thtre et libert, 1886), Пережитое (Choses vues, 1887), Эми Робсарт (Amy Robsart, 1889), Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyrnes, 1890), Бог (Dieu, 1891), Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892), Полный набор (Toute la lyre, 1888, 1893), Океан (Ocan, 1897), Последний сноп (Dernire gerbe, 1902), Послесловие к моей жизни (Postscriptum de ma vie, 1895), Зловещие годы (Les Annes funestes, 1898), Камни (Pierres, 1951), Личные воспоминания (Souvenirs personnels, 1952).
 Изменить