Сочинения по литературе

Как же создан образ Маргариты

0
В моей работе я вновь обращаюсь к роману М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита ". В предыдущей работе для исследования был взят образ кота Бегемота, образ перефирийный, но дающий возможность приблизиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраивает образ ( портрет, речевая характеристика ), как эпизодический герой движет сюжет, помогая прочесть основные темы романа. Сейчас для анализа я выбираю центральный образ Маргариту. Почему это центральный образ ? Это связано с тем, что Маргарита в романе открывает те темы, которые позже будут развиты такими героями как Мастер и Иешуа Га-Ноцри. Это темы веры, творчества, любви все то, из чего вырастает истинная жизнь. Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем прочитываются черты одного из самых близких Булгакову людей Елены Сергеевны Булгаковой. Меня интересует, как этот образ помогает понять авторский замысел, как соотносится с другими героями произведения.

Создавая образ Маргариты, автор использовал портрет, речевую характеристику, описывал поступки героини. Меня заинтересовало, как создана речь Маргариты, как она изменяется, с чем это связано, как помогает понять авторский замысел, ведь речевая характеристика это то, что помогает заглянуть в глубины души героя, а вместе с тем и автора. Образ Маргариты не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты помогает открывать нам героиню, именно речь Маргариты ведет к пониманию как ее образа, так и других образов и тем в романе. Почему именно речь ? Мне кажется, что речевая характеристика Маргариты все время находится в движении, постоянно изменяется, в зависимости от действия происходящего в романе.

Кроме того, почти никто из известных мне булгаковедов, таких как М. Чудакова, Б.Гаспаров, Б. Соколов, не обращались к речевой характеристике Маргариты.Моя основная задача попытаться понять концепцию романа, ана лизируя изменение речевой характеристики Маргариты. Как же создан образ Маргариты? Что позволяет увидеть в нем речевая харак теристика ?Впервые ее слова нам передает Мастер. В этих словах чувства, такие как напряжение, сосредоточенность. Здесь же воедино соединяются голоса Мастера и Маргариты. Маргарита, во-первых, способна к диалогу, а во-вторых, даже в речи автора отразилось единство чувств Мастера и Маргариты.Но вот исчез Мастер. Речь Маргариты становится отрывистой, исчезает смех, но появляется ощущение утраты, боль. Появившийся внутренний монолог свидетельствует о глубине и о степени интимности переживаний. Здесь же Маргарита говорит и о добре и зле, о лжи и правде. Эти нравственные величины для нее очень значимы. Речь ее уже напоминает молитву и проклятие одновременно, в этом некое предощущение и своей будущей судьбы, в которую войдут и Бог и Дьявол. Появление внутреннего монолога свидетельствует о глубине чувств Маргариты, поясняет, что значит Мастер для нее.




Но вот первая встреча с темными силами. Изменяется речь: появляются паузы, верх берут чувства. В этом изменении речи, ее темпа, направленности своеобразный срез жизни. И появившаяся речь Маргариты в пересказе " правдивого повествователя " говорит о том, что авторское отношение к миру сходно с мироощущением Маргариты. Кроме того, в речи появляется сатанинское начало: хохот, ощущение вседозволенности. Предложения становятся короткими, отрывистыми это отражение волнения и отсутствия гармонии одновременно. Появляется актерское начало. Но даже у этой "ведьмы" сохранились гуманистические ценности, вот поэтому останавливает она разгром в доме критиков, увидя ребенка, и при этом, стремится "смягчить" голос. В этом опять же есть и авторское отношение к реальному и жестокому миру.

Вот встреча с квартирой N 50. Все видим мы глазами Маргариты в этом авторское доверие. Внутренний монолог оформлен как внешняя речь, ведь в этой квартире все ясно. Исчезновение внутреннего монолога, бедность внешней речи во всем этом ощущается предопределенность.

Сцена Бала. Маргарита лишь констатирует увиденное. В этом понимание величия мира и желание понять его, а не изменить. Маргарита уже уподобилась свите, поэтому повторяет за Коровьевым и Бегемотом фразы. На балу же увидим мы и слезы очищения. И здесь Маргарита выражает авторское видение мира.Бал проходит. К Маргарите вновь возвращается актерство, трудно даются воспоминания. Но, вспомнив Мастера, Маргарита меняется. Речь снова становится изорванной, ведь любовь многострадальна. В этом мире, когда уже вернулся Мастер, голоса их звучат только на внешнем уровне, ведь в мире Воланда нет тайн, Сатана знает все.

Оказываясь в подвале на Арбате, Маргарита вновь плачет это еще ра з слезы искупления. Кроме того, она цитирует фразу из романа Мастера, предсказывая судьбу.Мастер и Маргарита в ночь преображения. Голоса их вновь сливаются, звучат в унисон. В этой сцене Маргарита проходит через все этапы своего жизненного пути, все зто отразилось во внешней речи. Есть крик и это общность с нечистой силой, есть шепот и слезы это великая любовь к Мастеру. Именно речь Маргариты сравнивается с тем ручьем, который "струясь", несет вечность и покой.

Речевая характеристика показывает, как изменяется героиня, как изменяется мир, как образ Маргариты связан с другими образами, как автор относится к Маргарите и к миру. Кроме того, речь определяет основные ценности, нравственные идеалы героев романа. Речевая характеристика оказывается тем зеркалом, которое отражает в себе не только внешнее, но и внутреннее состояние героя и мира.

Речевая характеристика несет многое для понимания романа. Ведь она открывает мир, нарисованный автором. Именно Маргарита в своей речи затрагивает темы веры и безверия, жизни и смерти, конечности и бесконечности человеческого бытия, творчества, предательства. Именно Маргарите доверено увидеть Бал Сатаны, принять в нем участие и искупить грехи человеческие, став почти Христом для Мастера. Именно она будет крушить приземленный московский быт. Именно она будет подругой, женой, матерью Мастеру, она спасет его своей любовью, вернет его к жизни, она же подарит покой Фриде. В романе образ Маргариты центральный, ведь она та, которая спасла Мастера; жертвуя собой, сделала возможной встречу " князя тьмы " и Мастера, а затем и то, что Мастеру был дарован покой. Именно любовь Маргариты, ее способность к самопожертвованию сделали возможным возрождение Мастера.Таким образом, Маргарита женщина, ведьма стала связующим звеном для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала возможным разговор всех этих трех миров.Образ Маргариты важен для романа. Об этом свидетельствует и выбор имени героини, ведь Маргарита значит " жемчужина ", ну а кроме того, в героине этой очень четко просматриваются черты самого дорогого для М.А. Булгакова человека в последние годы его жизни Елены Сергеевны Булгаковой. Речевая характеристика помогает понять величие образа Маргариты, вдохновляющей Мастера, открывающей ему дорогу к Иешуа Га-Ноцри. Именно она вносит в роман темы веры и искупления. Роман оказывается духовным завещанием М.А. Булгакова, поэтому так много означает бережное и доброе отношение автора к своей героине. Ведь по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество. По-моему, именно Маргарита, заслуживает "не покоя", а "света", ведь она принесла в жизнь такие драгоценности как любовь и созидание. Доверяя своей героине возможность открыть истинные ценности человеческого бытия, автор не просто говорит о своем отношении к конкретной героине, а скорее предъявляет миру свою концепцию вечных ценностей, свое ощущение бытия.


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Мастер и Маргарита: Книга, которая оставила сильное впечатление | Сочинение по литературе
В этом сочинении я хочу рассказать об одном из самых известных произведений Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», которое мне очень понравилось. По сведениям В.Я. Лакшина, Михаил

«Мастер и Маргарита» — итоговое произведение М. А. Булгакова | Сочинение по литературе
Талант М. А. Булгакова дал русской литературе замечательные произведения, ставшие отражением не только современной писателю эпохи, но и настоящей энциклопедией человеческих душ. В начале 20-х годов

Фантастический реализм в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
1. Роман М. А. Булгакова — уникальное произведение русского реализма. 2. Сочетание реальности и фантастики в романе. 3. Нравственно-философский смысл романа. М.

Сатирические мотивы в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — сложное и многоплановое произведение. Критика неоднократно отмечала «избыточную субъективность» Булгаковского взгляда несовременную

Мне кажется «Мастер и Маргарита» бессмертное произведение | Сочинение по литературе
Мне хотелось бы рассказать в моем сочинении об одном из любимых моих писателей, о прекрасном человеке, о Михаиле Булгакове и его романе, который принес писателю славу. Роман читается широчайшей

Мир и человек сквозь призму романа М А Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Роман «Мастер и Маргарита» можно назвать сатирической летописью жизни Москвы 1920-1930-х гг. Параллельно с этой картиной М. А. Булгаков вводит в роман библейские сюжеты. Очень интересна

Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Одной из важных тем в романе Булгакова «Мастер и Маргарита», на мой взгляд, является выявление злого на­чала в людях. Именно с такой миссией спускается в Мос­кву в тридцатые годы дьявол псгимени

Анализ эпизода из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» глава 25-я часть 2-я | Сочинение по литературе
Одной из проблем, которую поднимает в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков, является проблема взаимоотношения власти и общества, во главе которого эта власть стоит. Что делает государство

Проблема свободы и ответственности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
В первоначальном варианте роман «Мастер и Маргарита» был историей современных Фауста и Маргариты, рассказанной Булгаковым. А если так, то это история необыкновенной любви, преступившей законы

Свита Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Фантастика в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» переплетается с реальностью. Она необходима для более глубокого проникновения в суть явлений и выявления их глубинного содержания. Несмотря

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить