Сочинения по литературе

Кандид - характеристика литературного героя (персонажа)

0
КАНДИД (фр. Candide — букв, наивный, чистый; лат. — candidus) — герой философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759). Описывая странствия и злоключения К., Вольтер опирался на традицию плутовского романа, в котором герой путешествует из страны в страну и сталкивается с представителями всех слоев общества. По ходу действия К. пересекает Европу и оказывается в южном полушарии, где знакомится с нравами сказочного государства Эльдорадо. Ему приходится иметь дело с солдатами и матросами, с бандитами и проститутками, с ростовщиками и купцами, с вельможами и прелатами, наконец, с царями и императорами. Каждый из встреченных им людей клянет судьбу за неслыханные страдания и муки. Самого же К. для начала изгнали пинками под зад из родного гнезда за попытку поцеловать прекрасную Кунигунду, потом обманом завербовали в солдаты, прогнали сквозь строй как дезертира, высекли по приговору инквизиции и едва не съели живьем в Парагвае. Вдобавок к этому он многократно попадал в тюрьму и становился жертвой всякого рода мошенников. Еще более внушителен список несчастий его возлюбленной Кунигунды и наставника Панглоса — в сравнении с ними К. может считать себя счастливым человеком. Природа также немилосердна к людям: на К. и прочих персонажей повести постоянно обрушиваются стихии — содрогается земля, беснуется море, свирепствуют бури. Замысел повести возник у Вольтера в полемике с философскими взглядами Лейбница, считавшего зло неотъемлемой частью мировой гармонии. Внешним толчком послужило знаменитое лиссабонское землетрясение 1755 г., в результате которого почти до основания был разрушен цветущий город и погибли многие тысячи его жителей. Следует отметить, что это бедствие играет значительную роль в сюжете: местные мудрецы, желая спасти народ от окончательной гибели, решают устроить показательную казнь, вследствие чего Панглос был повешен за богохульственные речи, а К. высечен за то, что слушал их с одобрительным видом. Именно в Лиссабоне герой начинает открыто сомневаться в правоте утверждения Панглоса, что «все к лучшему в этом лучшем из миров». Здесь же К. на время обретает прекрасную Кунигунду, которую давно уже оплакал после резни, устроенной болгарскими солдатами в замке аварского барона Тундер-тен-Тронка. Образ К. отличается сложностью и дан в развитии. Его функции отнюдь не ограничива- ются ролью персонажа, на которого регулярно сваливаются все шишки. К концу повести простодушный, импульсивный юноша превращается в зрелого, умудренного опытом человека, отвергающего как тупой оптимизм Панглоса, так и столь же механический пессимизм второго своего спутника — Мартена. Сойдясь вместе на небольшом клочке земли, защищенном от общественных и природных катаклизмов, все герои пытаются решить вопрос, стоило ли переносить столько бедствий, если завершились они прозябанием в тихой гавани. На середине пути К. покинул утопическое Эльдорадо и выбрал жизнь, полную страстей и опасностей. После нового круга испытаний он провозглашает, что отныне его главная цель — «возделывать свой сад». Подобный финал странствий К. получил неоднозначное толкование: в нем видели и примиренческую позицию по отношению к невыносимой действительности, и прославление созидательного труда, и ироническую усмешку автора, адресованную будущим критикам.
Лит.: Козлов С. Кандид, или Оптимизм: к 225-летию со дня выхода в свет // Памятные книжные даты. М., 1984. С.157-161; Паси И. Перевоплощение оптимизма: Франсуа Вольтер. «Кандид» // Паси И.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Вольтер Ф.-М.

Творчество Вольтера. Анализ повести «Кандид» | Сочинение по литературе
Вольтер(1694-1778)- глава французских просветителей. Был вдохновителем и воспитателем этого могучего поколения мыслителей – революционеров. Просветители называли его своим учителем.

Кандид - характеристика литературного героя (персонажа) | Сочинение по литературе
КАНДИД (фр. Candide — букв, наивный, чистый; лат. — candidus) — герой философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759). Описывая странствия и злоключения К., Вольтер опирался на традицию

Микромегас - характеристика литературного героя | Сочинение по литературе
МИКРОМЕГАС (фр. Micromegas; в пер. с греч.— малый, великий) — герой философской повести Вольтера «Микромегас» (1752). Образ М. имеет давнюю литературную традицию — прежде всего следует назвать романы

Идейное содержание повести Вольтера Простак” | Сочинение по литературе
В 1767 году Вольтер создает повесть “Простак”. Здесь впервые в философской прозе он переносит действие из экзотических стран во Францию. Человек, который способен “воспринимать все предметы в

Вольтер автор повести «Простак» | Сочинение по литературе
Чрезвычайный талант объединялся у Вольтера с впечатляющим трудолюбием и неисчерпаемой энергией. Писатель часто избирал себе псевдонимы: их насчитывают 137. Правда, большей частью

Что я понял прочитав повесть Вольтера «Простак» | Сочинение по литературе
Французский просветитель XVIII столетия, Вольтер был отчаянным врагом религии. Он показывал в своих произведениях лицемерие служителей церкви. Свое отношение к церкви писатель

Гурон и общество в повести Вольтера повесть «Простодушный» | Сочинение по литературе
Значительным явлением философской прозы Вольтера была повесть «Простодушный» (1767). Здесь автор сделал большой шаг вперед по пути сближения литературы с живой современностью: события развертываются

Основа сюжета произведения Вольтера «Простак» | Сочинение по литературе
Внимание Вольтера и как писателя, и как мыслителя была сосредоточена вокруг проблемы жизни человека в обществе. Первоочередной задачам он видел здесь необходимость выработать

Проблема добра и зла в комедии Вольтера «Простак» | Сочинение по литературе
Настоящее имя - Жан-Франсуа Аруэ. «Это был не человек, это было - время», - так сказал В. Гюго о выдающемся французском просветителе, философе, ученом, поэте, драматурге, прозаике, защитнике

Философские раздумья Вольтера в повести «Простак» | Сочинение по литературе
Философская повесть - трудный и интересный жанр, интеллектуальная игра ума, Он объединяет в себе и эссе, и памфлет, а автор выдвигает идее или смеется над этими идеями и событиями.

Фото Вольтер Ф.-М.

 Изменить 
Вольтер Ф.-М.

Вольтер Ф.-М. - Биография

    ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (Voltaire, Franois-Mari Arouet de) (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711 вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей.
    После многочисленных житейских передряг юный Аруэ со свойственной ему порывистостью и безоглядностью принялся сочинять сатирические стихи, которые метили в герцога Орлеанского. Эта затея, естественно, закончилась заточением в Бастилии. Там ему предстояло провести одиннадцать месяцев, и говорят, что, желая скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало будущей своей прославленной эпической поэме Генриада (Henriade). Его трагедия Эдип (Oedipe,1718) имела шумный успех на сцене «Комеди Франсез», и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Автор без ложной скромности добавил к своей подписи аристократическое «де Вольтер». Под именем Вольтер он и достиг славы.
    В конце 1725 в театре Опера Вольтера оскорбил отпрыск одного из самых родовитых семейств Франции – шевалье де Роан-Шабо. Полный иронии ответ Вольтера, как можно догадаться, был скорее колким, чем тактичным. Два дня спустя последовала новая стычка в «Комеди Франсез». Вскоре Вольтера, обедавшего у герцога де Сюлли, вызвали на улицу, набросились на него и избили, причем шевалье давал указания, сидя в карете поблизости. Высокородные приятели Вольтера без колебаний приняли в этом конфликте сторону аристократа. Правительство решило избежать дальнейших осложнений и упрятало в Бастилию не шевалье, а Вольтера. Это случилось в середине апреля 1726. Примерно через две недели его выпустили, поставив условие, что он удалится из Парижа и будет жить в изгнании. Вольтер решил уехать в Англию, куда прибыл в мае и где оставался до конца 1728 или ранней весны 1729. Он с энтузиазмом изучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли. Его поразили живостью действия увиденные на сцене пьесы Шекспира.
    Вернувшись во Францию, Вольтер следующие двадцать лет большей частью жил со своей любовницей мадам дю Шатле, «божественной Эмилией», в ее замке Сире на востоке страны, у границы Лотарингии. Она усердно занималась науками, в особенности математикой. Отчасти под ее влиянием Вольтер стал интересоваться, помимо литературы, ньютоновой физикой. Годы в Сире стали решающим периодом в долгой карьере Вольтера как мыслителя и писателя.В 1745 он стал королевским историографом, был избран во Французскую Академию, в 1746 стал «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню».
    В сентябре 1749 мадам дю Шатле неожиданно скончалась. Несколько лет она, движимая чувством ревности, хотя, конечно, и благоразумием, отговаривала Вольтера принять приглашение Фридриха Великого и обосноваться при прусском дворе. Теперь более не было причин отклонять это предложение. В июле 1750 Вольтер прибыл в Потсдам. Поначалу его тесное общение с «королем-философом» внушало только энтузиазм. В Потсдаме не было во всех деталях продуманного ритуала и формальностей, типичных для французского двора, и не чувствовалось робости перед лицом нетривиальных идей – если они не выходили за пределы частного разговора. Но вскоре Вольтеру стала в тягость обязанность править французские писания короля в стихах и прозе. Фридрих был человеком резким и деспотичным; Вольтер был тщеславен, завидовал Мопертюи, поставленному во главе королевской Академии, и, невзирая на приказания монарха, добивался своих целей в обход установленных порядков. Столкновение с королем становилось неизбежным. В конце концов, Вольтер ощутил себя счастливым, когда ему удалось вырваться «из львиных когтей» (1753).
    Поскольку три года назад он, как считалось, сбежал в Германию, Париж был для него теперь закрыт. После долгих колебаний он обосновался в Женеве. Одно время зиму он проводил в соседней Лозанне, обладавшей собственным законодательством, потом купил средневековый замок Торне и еще один, более современный, – Ферне; они находились близко один от другого, по обе стороны французской границы. Около двадцати лет, с 1758 по 1778, Вольтер, по его словам, «царил» в своем маленьком королевстве. Он устроил там часовые мастерские, гончарное производство, производил опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывал разные усовершенствования в земледелии, вел обширную переписку. В Ферне приезжали из самых разных краев. Но главным было его творчество, обличавшее войны и гонения, вступавшееся за несправедливо преследуемых – и все это с целью защитить религиозную и политическую свободу. Вольтер – один из основоположников Просвещения, он – провозвестник пенитенциарной реформы, осуществленной в годы Французской революции.
    В феврале 1778 Вольтера уговорили вернуться в Париж. Там, окруженный всеобщим поклонением, невзирая на открытое нерасположение Людовика XVI и испытывая прилив энергии, он увлекался одним начинанием за другим: присутствовал в «Комеди Франсез» на представлении своей последней трагедии Ирина (Irene), встречался с Б.Франклином, предложил Академии подготовить все статьи на «А» для нового издания ее Словаря. Смерть настигла его 30 мая 1778.
    Сочинения Вольтера составили в известном издании Молана пятьдесят томов почти по шестьсот страниц каждый, дополненные двумя большими томами Указателей. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие – более десяти тысяч писем.
    Многочисленные трагедии Вольтера, хотя они в большой степени способствовали его славе в 18 в., ныне мало читаются и в современную эпоху почти не ставились на сцене. Среди них лучшими остаются Заира (Zare, 1732), Альзира (Alzire, 1736), Магомет (Mahomet, 1741) и Меропа (Mrope, 1743).
    Легкие стихи Вольтера на светские темы не утратили блеска, его стихотворные сатиры все так же способны уязвить, его философские поэмы демонстрируют редкую способность полностью выражать идеи автора, нигде не отступая от строгих требований поэтической формы. Среди последних наиболее важны Послание к Урании (Eptre Uranie, 1722) – одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию; Светский человек (Mondain, 1736), шутливое по тону, однако вполне серьезное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением; Рассуждение о человеке (Discours sur l'Homme, 1738–1739); Поэма о естественном законе (Рome sur la Loi naturelle, 1756), где речь идет о «естественной» религии – тема в ту пору популярная, но опасная; знаменитая Поэма о гибели Лиссабона (Pome sur le Dsastre de Lisbonne, 1756) – о философской проблеме зла в мире и о страданиях жертв ужасного землетрясения в Лиссабоне 1 ноября 1755. Руководствуясь благоразумием и вняв советам друзей, Вольтер, однако, придал заключительным строкам этой поэмы умеренно оптимистическое звучание.
    Одним из высших достижений Вольтера являются его труды по истории: История Карла XII, короля Швеции (Histoire de Charles XII, roi de Sude, 1731), Век Людовика XIV (Sиcle de Louis XIV, 1751) и Опыт о нравах и о духе народов (Essai sur les moeurs et l'esprit des nations, 1756), сначала называвшийся Всеобщая история. Он внес в исторические сочинения свой замечательный дар ясного, увлекательного повествования.
    Одно из ранних произведений Вольтера-философа, заслуживающее особого внимания, – Философские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Нередко его называют также Письмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 1726–1728. С неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива. В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения и усилило его воздействие на умы. Вольтер отдал должное умению Шекспира строить сценическое действие и оценил его сюжеты, почерпнутые из английской истории. Однако как последовательный ученик Расина он не мог не возмутиться тем, что Шекспир пренебрегает классицистским «законом трех единств» и в его пьесах смешиваются элементы трагедии и комедии. Трактат о веротерпимости (Trait sur la tolrance, 1763), реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе, представлял собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток. Философский словарь (Dictionnaire philosophique, 1764) удобно, в алфавитном порядке излагает взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи. На протяжении своей долгой жизни Вольтер оставался убежденным деистом. Он искренне симпатизировал религии нравственного поведения и братской любви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. Поэтому его привлекали английские квакеры, хотя многое в их обиходе казалось ему забавным чудачеством. Из всего написанного Вольтером более всего известна философская повесть Кандид (Candide, 1759). В стремительно развивающемся рассказе описаны превратности судьбы наивного и простодушного молодого человека по имени Кандид. Кандид учился у философа Панглоса (букв. «одни слова», «пустозвон»), внушавшего ему, вслед за Лейбницем, что «все к лучшему в этом лучшем из возможных миров». Мало-помалу, после повторяющихся ударов судьбы, Кандид проникается сомнением насчет верности этой доктрины. Он воссоединяется со своей возлюбленной Кунигундой, которая из-за перенесенных невзгод стала уродливой и сварливой; он вновь рядом с философом Панглосом, который, хотя и не столь уверенно, исповедует все тот же самый взгляд на мир; его небольшое общество составляют еще несколько персонажей. Все вместе они организуют неподалеку от Константинополя маленькую коммуну, в которой торжествует практичная философия, обязывающая каждого «возделывать свой сад», выполняя необходимую работу без чрезмерно усердного выяснения вопросов «почему» и «для какой цели», без попыток разгадать неразрешимые умозрительные тайны метафизического толка. Весь рассказ кажется беспечной шуткой, а его ирония скрывает убийственное опровержение фатализма.
 Изменить