Сочинения по литературе

Нравственная сила добра (по произведениям В. Шукшина, А. Алексина, Г. Щербакова)

0
    Черствость души — самая страшная болезнь на свете. А. П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Если мы будем сначала просто не обращать внимание на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество — способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. После потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности. И такой человек способен уже на все. Мы должны все делать для того, чтобы не стать черствыми, равнодушными к бедам других людьми.
    Не удивительно, что очень большая часть произведений современных писателей посвящена именно теме добра.
    И вот первое имя — Василий Шукшин. Это был человек с многогранным талантом: актер, режиссер, писатель. От всех его произведений веет душевной теплотой, искренностью, любовью к людям. Василий Макарович как-то сказал: “Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной”. Вот этой-то болью за людей, за их порой пустую и никчемную жизнь проникнуты все рассказы Шукшина.
    В сборнике “Беседы при ясной луне” Шукшин показывает нам новый тип героя. Это “чудик” (есть у него и рассказ с таким названием). Чудики Шукшина — люди, стремящиеся создать “праздник души”, живущие просто, естественно, не делая другим зла. Таковы герои рассказов “Чудик”, “Микроскоп”, “Мастер”. Но их стремления сделать “людям как лучше” постоянно наталкиваются на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность. Именно на такую стену наткнулся главный герой “Чудика” в своих отношениях с женой брата Зоей Ивановной, за что-то невзлюбившей его. К этому же типу людей принадлежит и герой киносценария “Калина красная”.
    Егор Прокудин — человек, глубоко чувствующий и переживающий. Из темного воровского мира он шагнул в новое и светлое. Его душа осталась чистой, он не хочет возвращаться в прошлое. Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть бесследно. Или, скажем, герой произведения “Живет такой парень...” — непосредственный и очень добрый человек. Он, конечно, может иногда “загнуть”, но в душе он прекрасен. Василий Шукшин, показывая таких людей, заставляет читателя и зрителя поверить в добро, в его силу.
    Очень интересна и повесть А. Алексина “Больные и здоровые”. Автора интересуют нравственно больные люди, тот огромный вред, который они приносят. В больнице работает молодой талантливый хирург под руководством безнравственного и бездарного человека. Думая только о своем благополучии и спокойствии, он забывает о том, что носит белый халат, что его дело — лечить людей. Чтобы в срок сделать ремонт, он закрывает больницу и буквально выгоняет из нее пациентов. Когда под окнами больницы происходит авария, он, вместо того чтобы немедленно отправить пострадавших в операционную, дает указание переправить их в другую больницу, так как боится, что они могут умереть и ему тогда “влетит”. Этому человеку противостоит молодой специалист. Конфликт был очень острым. Автор откровенно показывает, как главврач пользуется поддержкой высокопоставленных особ. Велики его нравственные преступления. Сами больные тоже сумели выступить против зла. Автор повести призывает нас бороться, а не закрывать глаза на безнравственность, он пишет о силе добра и благородства, помогающей спасти людей, вырвать их из беды.
    В повести Г. Щербакова “А вам и не снилось” показано, как неправильно толкуют понятие нравственности взрослые. Их нечуткое отношение к душам любящих привело к трагедии: гибнет один из молодых героев. Дочитав эту повесть до конца, хочется крикнуть, чтобы тебя услышали все: “Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими!” Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его. “Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека”, — говорил мудрый Саади.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Шукшин В.М.

Анализ рассказа В.М. Шукшина «Выбираю деревню на жительство» | Сочинение по литературе
Рассказ начинается с лаконичной, но очень емкой фразы, в которой заключается, по сути, вся жизнь главного героя: «Некто Кузовников Николай Григорьевич вполне нормально и хорошо прожил». Мы узнаем об

Мир героев Шукшина | Сочинение по литературе
“Все, окружающее художника, должно быть объектом его исследования; для искоренения человеческих пороков надо до конца разобраться в их природе; люди должны знать всю правду, какой бы горькой она ни

Анализ рассказа В.М. Шукшина "Чудик". | Сочинение по литературе
Шукшин искал своих героев среди простого народа. Его привлекали обычные люди с необычными характерами. Такие образы всегда сложны для понимания, но, вместе с тем, близки каждому русскому человеку.

Рецензия на рассказы В. М. Шукшина | Сочинение по литературе
Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания, вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и понятные, они

Сюжет и герои одного из рассказов В.М.Шукшина ("Чудик"). | Сочинение по литературе
"...Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом". Так кончается рассказ. И только в конце мы узнаем, что

Нравственная сила добра (по произведениям В. Шукшина, А. Алексина, Г. Щербакова) | Сочинение по литературе
Черствость души — самая страшная болезнь на свете. А. П. Чехов говорил: “Спешите делать добро”. Если мы будем сначала просто не обращать внимание на чужое горе, заглушать голос собственной совести,

Сюжет и герои одного из рассказов В. Шукшина | Сочинение по литературе
Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека... В. Белинский Творчество В. М. Шукшина, прозаика, кинодраматурга, режиссера, актера, развивалось по

Своеобразие героев деревенской прозы Василия Шукшина | Сочинение по литературе
Деревенская проза занимает одно из ведущих мест в русской литературе. Основные темы, которые затрагиваются в романах такого жанра, можно назвать вечными. Это вопросы нравственности, любви к природе,

Образ Чудика | Сочинение по литературе
Талант Василия Макаровича Шукшина – выдающийся, сильно выделяющийся среди других талантов той эпохи. Он ищет своих героев среди простого народа. Его привлекают необычные судьбы, характеры

Нравственные проблемы в рассказах В. Шукшина. | Сочинение по литературе
Рассказы Василия Шукшина раскрывают все стороны повседневной жизни простого человека. Писатель как бы “рисует” картины жизни отдельных людей, их отношения, характеры, привязанности, стремления и

Фото Шукшин В.М.

 Изменить 
Шукшин В.М.

Шукшин В.М. - Биография

    ШУКШИН, ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ (1929–1974), русский прозаик, драматург, кинорежиссер, киноактер. Родился 25 июля 1929 в д.Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. С отроческих лет работал в колхозе у себя на родине, затем на производстве в Средней России. В 1949–1952 служил на флоте. По возвращении работал директором вечерней школы в д. Сростки. В 1954 поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской М.Ромма. В годы учебы однокурсниками и друзьями Шукшина были будущие известные режиссеры – А.Тарковский, А.Михалков-Кончаловский и др. Студентом начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. Кинофильм Живет такой парень получил в 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва св. Марка». Большой успех имели фильмы Шукшина Ваш сын и брат, Позови меня в даль светлую, Странные люди, Печки-лавочки. Фильм Калина красная был снят Шукшиным по одноименной киноповести, написанной в 1973. Кинематографические заслуги Шукшина отмечены премией им. братьев Васильевых, Государственной премией СССР, Ленинской премией (посмертно).
    Героями фильмов Шукшина чаще всего были деревенские люди, по разным причинам оказавшиеся в городе. Тема деревенского человека, вырванного из привычной среды и не нашедшего новой опоры в жизни, стала одной из главных тем рассказов Шукшина. В киноповести Калина красная она приобретает трагическое звучание: утрата жизненных ориентиров ломает судьбу главного героя, бывшего вора и заключенного Егора Прокудина, и приводит его к смерти.
    В 1958 в журнале «Смена» был опубликован первый рассказ Шукшина, в 1963 вышел его первый прозаический сборник Сельские жители. При жизни Шукшина вышли также сборники его рассказов Там, вдали (1968), Земляки (1970), Характеры (1973), Беседы при ясной луне (1974). Подготовленный к печати сборник Брат мой был издан уже после смерти автора, в 1975. Всего за свою жизнь Шукшин написал 125 рассказов.
    Рассказы Шукшина, тематически относясь к «деревенской прозе», отличались от ее основного потока тем, что внимание автора было сосредоточено не столько на основах народной нравственности, сколько на сложных психологических ситуациях, в которых оказывались герои. Город и притягивал шукшинского героя как центр культурной жизни, и отталкивал своим равнодушием к судьбе отдельного человека. Шукшин ощущал эту ситуацию как личную драму. «Так у меня вышло к сорока годам, – писал он, – что я – не городской до конца, и не деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато...»
    Эта сложная психологическая ситуация определяла необычное поведение героев Шукшина, которых он называл «странными людьми», «непутевыми людьми». В сознании читателей и критиков прижилось название «чудик» (по одноименному рассказу, 1967). Именно «чудики» являются главными героями рассказов, объединенных Шукшиным в один из лучших его сборников Характеры. Каждый из героев назван по имени и фамилии – автор словно подчеркивает их абсолютную жизненную достоверность. «Чудики» – Коля Скалкин, выплеснувший чернила на костюм начальника (Ноль-ноль целых), Спиридон Расторгуев, пытающийся добиться любви чужой жены (Сураз) и др. – не вызывают авторского осуждения. В неумении выразить себя, во внешне смешном бунте простого человека Шукшин видел духовное содержание, искаженное бессмысленной действительностью и отсутствием культуры, отчаяние людей, не умеющих противостоять житейской злобе, агрессивности. Именно таким предстает герой рассказа Обида Сашка Ермолаев. При этом Шукшин не идеализировал своих персонажей. В рассказе Срезал он показал деревенского демагога Глеба Капустина, получающего удовольствие от того, что ему удается глупым высказыванием «щелкнуть по носу» умных односельчан. Непротивленец Макар Жеребцов, герой одноименного рассказа, в течение недели учил деревенских людей добру и терпению «с пониманием многомиллионного народа», а по выходным подбивал их пакостить друг другу, объясняя свое поведение тем, что его жизненное предназначение – «в большом масштабе советы-то давать». В современной русской литературе рассказы Шукшина остались неповторимым художественным явлением – оригинальной образностью и живой, естественной в своей простоте стилистикой. В романе Любавины (1965) Шукшин показал историю большой семьи, тесно сплетенную с историей России в 20 в. – в частности, во время Гражданской войны. Обе эти истории предстали исполненными таких драматических коллизий, что публикация второй части романа стала возможна только в период перестройки, в 1987. Не удалась Шукшину и экранизация его романа о Степане Разине Я пришел дать вам волю (1971). Умер Шукшин в станице Клетской Волгоградской обл. 2 октября 1974
 Изменить