Сочинения по литературе

Об истоках подвига в повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда"

1
В последнее время в души и сердца людей стали возвращаться забытые имена, произведения, авторы. К этим творениям можно отнести несправедливо арестованную и наконец-то вернувшуюся к читателям повесть Виктора Платоновича Некрасова В окопах Сталинграда.
История этой повести, вернее, романа Сталинград, очень интересна. Он появился на свет в 810-м номерах журнала Знамя за 1946 год. По словам самого автора, кое-кому из литературных властей столь обобщающее название показалось кощунственным, и в последующих отдельных изданиях роман превратился в повесть, а Сталинград, ставший символом и понятием нарицательным, в менее обязывающее В окопах Сталинграда. Это было первое произведение неизвестного автора, бывшего фронтовика, дослужившегося до капитана и провоевавшего под Сталинградом все дни и ночи его обороны, во всех тех страшных и непосильных боях, которые вела наша армия под этим городом. В произведении необходимо отметить не только стремление художественно воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически мотивировать поступки человека на войне, исследовать нравственные истоки солдатского подвига, солдатской отваги.
Понятие окопная правда появилось в критике и в литературе в 60-х годах XX века. Именно тогда, с появлением повести В. Быкова Сотников, началось нравственно-философское осмысление величия подвига народа в Великой Отечественной войне. Действительно, в этой книге нет многого, к чему мы так привыкли, читая литературу, посвященную подвигу народа. Но читатели увидели в ней великое испытание, описанное достоверно и честно, столкнулись со всей бесчеловечностью, жестокостью войны; это была, на наш взгляд, одна из первых попыток психологического осмысления событий.
События в повести В. Некрасова происходят в 1942 году, во время обороны Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточенные бои, когда противник прорывался к Волге и отступать было некуда. И возникает вопрос: кто виноват в неподготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя, и у командира пятой роты Фабера, и у других людей. Естественно, что суть вопроса формулирует не текст, а подтекст произведения.
Война для всех стала большой бедой, несчастьем. Но в то же время на войне люди проявляют свою истинную, нравственную суть, она (война) как лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный. Вот, например, Валега малограмотный человек, ...читает по слогам, и спроси его, что такое Родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит. Но за эту Родину... он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны кулаками, зубами... Или командир батальона Ширяев и сам Керженцев. Эти люди делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше человеческих жизней, но выполнить свой долг. И в противоположность им даны образы Калужского, который думает только о том, как самому уцелеть в жестокой мясорубке, как устроиться в тылу, чтобы не попасть на передовую, Абросимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо выполнить, несмотря на потери, подставляя людей под губительный огонь пулеметов.


Читая эту повесть, чувствуешь веру автора в русского человека, солдата, у которого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.
На протяжении всей повести Виктор Платонович Некрасов держит читателя в постоянном напряжении. Этому способствуют и роль подтекста, и несомненный психологизм повествования, и авторская интонация как средство воплощения его позиции.
Повесть В окопах Сталинграда была создана рукой талантливого художника, сумевшего, не ограничившись описанием событий, вглядеться в души своих героев, философски осмыслить нравственную позицию персонажей. Произведение сыграло значительную роль в художественном воплощении военной темы, в тематическом и временном плане предварив эпическую трилогию К. М. Симонова Живые и мертвые.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Некрасов В.П.

Художественная реальность поэта | Сочинение по литературе
Реальность для Вс. Некрасова неоспоримы, более того — контрастно оттеняют друг друга: жизнь прекрасна, несмотря на то ужасное, чем она полна; жизнь ужасна, несмотря на то прекрасное, что в ней есть.

Сюжет повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» | Сочинение по литературе
Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит без единого выстрела, а первый батальон во главе

Некрасов "В окопах Сталинграда" | Сочинение по литературе
Виктор Платонович Некрасов из того поколения писателей, которое пришло в литературу после войны. Их было много - сапер В. Некрасов, минометчик О. Гончар, разведчик Э. Казакевич... Позже о себе

Повесть «В окопах Сталининграда» и ее актуальность сегодня | Сочинение по литературе
Трудно приходилось в ту пору для многих писателей, война была настоящим потрясением, они были переполнены увиденным и пережитым. Сразу же после окончания войны, темы с ней

«Искусство выполняет работу памяти оно выбирает из потока времени наиболее яркое волнующее значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (По повести Некрасова «В окопах Сталинграда») | Сочинение по литературе
Начавшаяся Великая Отечественная война для советских людей стала «народной войной». На протяжении всей истории России любые посягательства на российскую независимость и целостность вызывали

Об истоках подвига в повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда" | Сочинение по литературе
В последнее время в души и сердца людей стали возвращаться забытые имена, произведения, авторы. К этим творениям можно отнести несправедливо арестованную и наконец-то вернувшуюся к

Правда о войне в произведениях современных писателей (по повести Некрасова «В окопах Сталинграда») | Сочинение по литературе
В военной прозе неслучайно сильны исповедальные начала. Вспомним произведения Ю. Бондарева, Г. Бакланова, В. Быкова, В. Гроссмана, В. Кондратьева. Речь идет не только об организации

И смерть опять проходит мимо (по повести В.Некрасова "В окопах Сталинграда") | Сочинение по литературе
Сталинградская битва не только явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, это еще и двести дней тяжелейших испытаний, выпавших на долю советских солдат. Двести дней с 17

«Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (По повести Некрасова «В окопах Сталинграда») | Сочинение по литературе
В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведения, как роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и рассказы В.

Человек на войне .Сочинение по повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» | Сочинение по литературе
В 1911 году родился В.П.Некрасов, получил архитектурное образование, окончил школу актерского мастерства, работал в театрах, откуда собственно и пошел на фронт. Два раза получил ранение.

Фото Некрасов В.П.

 Изменить 
Некрасов В.П.

Некрасов В.П. - Биография

 Изменить