Сочинения по литературе

Образ героя рассказчика и способы его создания в повести "Олеся"

0
Александр Иванович Куприн – писатель, особой чертой которого является реалистичное описание действительности. Он мастерски передает характеры, образы персонажей, среду, которая их окружает через неуловимые, на первый взгляд, детали. Это и речь героя, и его портрет, и в меру подробное описание пейзажа.
Повесть «Олеся», несмотря на реалистичность, пронизана мягким лиризмом и задушевностью. Повествование идет от лица молодого человека, которого «судьба забросила на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья». Имя главного героя читатель узнает не сразу, как и большую часть информации о нем. С первых страниц можно понять, что Иван Тимофеевич – человек очень интеллигентный, он любит узнавать что-то новое: о жизни, о людях, о науках. Приехав в глухую деревню, он, за неимением впечатлений, читает книги, охотится и даже пробует лечить людей. Иван Тимофеевич – человек мягкий, ему не чуждо чувство сострадания. С неприязнью он относится к «омерзительной привычке, привитой веками рабства и насилия» местных жителей – целованию рук. К слуге своему, Ярмоле – «самому бедному и самому ленивому мужику во всем Переброде» - Иван Тимофеевич относится с и искренней добротой, и даже жалостью.

Герой-рассказчик – человек в меру эмоциональный и хорошо знающий психологию людей. В зависимости от того, с кем он говорит и при каких обстоятельствах, он выбирает интонацию, чаще всего, для своей выгоды. Начиная разговор с Олесей, Иван Тимофеевич пытает понять, как с ней нужно говорить, чтобы не спугнуть эту легкую и чуткую девушку: «Должно быть, на нее подействовал мягкий, просительный тон, который я придал этим словам». В разговоре со старухой Мануйлихой, герой сначала использует простонародное, довольно грубое обращение «Здравствуй, бабка!». Видя ее недружелюбный настрой, герой меняет поведение, возвышая голос и мягко спрашивая: «Бабушка, а воды-то у вас, по крайней мере, можно напиться?». В разговоре с урядником, стараясь угодить ему, Иван Тимофеевич заискивающ и вежлив. На приказчика, рассказывающего о происшествии церкви, Иван Тимофеевич крайне зол и не скрывает этого, без стеснения повышая голос. И все это выходит у него очень естественно, что говорит об умении общаться с людьми.



Внешний и психологический портрет Ивана Тимофеевича практически отсутствует. Многое читатель узнает о нем из гадания Олеси: «Человек вы хотя и добрый, но только слабый...Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин. Над людьми любите верх брать, а сами им хотя и не хотите, но подчиняетесь. Вино любите, а так же до нашей сестры больно охочи..Деньгами не дорожите и копить их не умеете – богатым никогда не будете».

Правдивы эти слова, или нет – читатель не узнает, ведь весь рассказ – субъективен, Иван Тимофеевич рассказывает его от своего лица. Но слова Олеси о слабости его натуры и слова, скорее, всего, справедливы. Ведь то, как складывается судьба Олеси и Ивана Тимофеевича, подтверждает не только эти слова, но и говорит о том, что герою не хватает чуткости и внимания к тому, кого он любит.


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Куприн А.И.

Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") | Сочинение по литературе
Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть?

По повести А. И. Куприна "Олеся" | Сочинение по литературе
«Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…» И.А. Бунин. ( По рассказу А. И. Куприна «Олеся»). Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на «стыке времён»,

Как вы понимаете выражение "талант человечности" | Сочинение по литературе
Как вы понимаете выражение "талант человечности"? Какие герои Куприна наделены этим талантом? Каждый человек имеет свой талант: кто-то имеет прекрасный голос, кто-то может

Значение символических образов в одном из произведений русской литературы XIX века (по произведению Куприна «Олеся») | Сочинение по литературе
Одно из ранних произведений Александра Ивановича Куприна “Олеся”, написанное в 1898 году полно романтического очарования. Это лирическая история любви молодого чиновника и прекрасной лесной девушки

Урок нравственной красоты и благородства в повести Куприна «Олеся» (образ Олеси) | Сочинение по литературе
Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней. Не

Своеобразие повестей А. И. Куприна (на материале повести «Олеся») | Сочинение по литературе
Повести и рассказы Куприна для людей многих поколений остаются любимым чтением. Особенно много говорят его произведения подросткам и совсем молодым людям. Свежесть чувств и стремление не идти на

Женский образ в повести А. Куприна Олеся” | Сочинение по литературе
Исполненный греха, без разума и воли, Непрочен и тщеславен человек. Куда ни погляди, одни утраты, боли Ему терзают плоть и душу целый век... Едва уйдут одни — на смену им иные,

Образ Олеси в одноименной повести Куприна | Сочинение по литературе
Тема любви - основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры,

Рассмотрение самопожертвования во имя любви по повести Куприна "Гранатовый браслет" | Сочинение по литературе
Есть у А. И. Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви. Иногда кажется, что о любви в мировой

Проблематика повести А. Куприна Поединок” | Сочинение по литературе
Появившись во время русско-японской войны и в обстановке нарастания первой русской революции, произведение вызвало огромный общественный резонанс, поскольку оно расшатывало один из главных устоев

Фото Куприн А.И.

 Изменить 
Куприн А.И.

Куприн А.И. - Биография

    Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) — русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть "Молох" (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть "Поединок" (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть "Яма" (1909 — 15) — о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах "Олеся" (1898), "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911). Циклы очерков ("Листригоны", 1907 — 11). В 1919 — 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман "Юнкера" (1928 — 32).
    Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998
    Биография
    Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.
    Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
    После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом".
    Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет,— рассказ "Последний дебют" (1889).
    В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака
 Изменить