Сочинения по литературе

Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека

0

Главный герой трагедии Гете - ученый Фауст. Он прожил большую жизнь, приобрел много разнообразных знаний, но истина осталась недоступной. Устав от научных поисков, Фауст понимает, что жизнь проходит мимо него. Он разочарован, на грани самоубийства. У него больше нет стимула продолжать научные исследования, поиск истины. Ради того, чтобы прожить жизнь снова, он закладывает душу дьяволу. В обмен Мефистофель дарит Фаусту молодость. В Фаусте Гете подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: неудовлетворенность достигнутым и направленность к идеалу. Его главные качества - острый ум и стремления к самопознанию мира. Герою присущи постоянное творческое беспокойство, склонность к поискам новых знаний, проникновение в глубинную суть жизни. Он не стремится к почестям и славе и хочет превратить землю в цветущий сад. Вступая в борьбу с природой, Фауст мечтает сделать людей свободными и счастливыми. Народная легенда о Фаусте в 1593 году была дополнена жизнеописанием Вагнера - ученика Фауста.

Вагнера мы видим беспутным подзаборником, который овладел тайнами магии, а после смерти Фауста унаследовал его богатство. Для Гете является важным сопоставление характеров двух ученых - Фауста и Вагнера. Не следует считать, что Вагнер - личность, не наделенная талантами. Во второй части трагедии ему даже удается создать искусственного человека - Гомункула. И все же Гете не признает пути, избранного Вагнером. Содержание “Фауста” универсально: он рассказывает о молодости и старости, жизни и смерти, войне и мире, быте, политике, науке и искусстве. Главная тема трагедии - поиски человеком смысла бытия и своего назначения. Создавая образ Фауста, Гете на собственной судьбе в первой части произведения показал осуществление всех возможных желаний человека, а во второй части - безграничные возможности человечества. В первой части погоня героя за наслаждениями заканчивается гибелью героини.




Во второй части трагедией становится стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматические исправления в мироздание. Итак, по мнению Гете, максималистское осуществление воли служит причиной трагедии. Закончено продолжительное странствие в поисках прекрасного. Душа Фауста возвращается к Богу. Прекрасное найдено - но в будущем, в мире идей. “Цель бесконечная здесь, в достижении”, - говорит Гете. Он утверждает: человек величественней природы, ничто не может уничтожить человечность, любовь, свободу ума. А ответа на поднятые в произведении вопроса человечество еще будет искать не один год. Маргарита (Гретхен) - один из самых поэтичных женских образов в мировой литературе.

Дочь бюргера, простая и непритязательная, она изображена как дитя природы. Гретхен много работает: готовит пищу, убирает дом, шьет, поет песни, гадает на цветочке. Наивная, простая и доверчивая, она очень нравится Фаусту и отвечает на его чувство любовью. Но девушка в плену религиозных и бытовых обычаев, ее пугает непонятный ей Фауст. Любовь превращается для нее в мучение, на невоенные преступления. Гибнет в поединке с Фаустом ее брат Валентин, умирает от снотворного, данного дочерью, мать Гретхен.

Она сама уничтожена человеческим осуждением, так как родила внебрачное дитя. Мещане выгоняют ее из города, и Гретхен становится убийцей родного ребенка. Несчастная женщина теряет рассудок, она ждет смертной казни в городской тюрьме. Чистая и прекрасная душой Гретхен откажется от помощи нечистой силы, оттолкнет от себя Фауста, так как он виновен во всех ее страданиях. В финальной сцене смерти Гретхен в ответ на крик Рафаэля “Она погибла!” сверху прозвучит: “Она спасена!”. Это голос Господа, который окутывает своей любовью любую верующую душу. “Фауст” Гете - величественная художественная памятка мировой культуры. Это произведение сохраняет свою актуальность и в наши дни. Высокий гуманизм, творческий поиск, поэзия труда и пафос создания, которые прославлены в трагедии, безграничная вера в лучшее будущее делают ее актуальной и понятной для всех поколений. В этом - глубокий жизнеутверждающий гуманизм трагедии.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гете И.

Характеристика образа Мефистофеля | Сочинение по литературе
Мефистофель — один из центральных персонажей трагедии — в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в

Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст» | Сочинение по литературе
Начало - кабинет Фауста, 80-летнего старика, почти всю жизнь он прожил одиноко. Его жизнь свелась к знаниям, запечатленных в книгах, знания отвлеченные. О мире за пределами кабинета он

Своеобразие и мировое звучание «Фуста» | Сочинение по литературе
В «Фаусте» поставлен глубочайший вопрос жизни, философии и искусства - вопрос о смысле бытия, о назначении человека на Земле. Гете разрешает этот вопрос с позиций просветителя,

Роль злого начала в судьбе человека(по трагедии "Фауст") | Сочинение по литературе
Иоганн Вольфганг Гете является основоположником немецкой литературы новой эпохи. Этот многогранный, одаренный человек оставил после себя заметный след и в литературе, и в науке. Творчество Гете

Фауст: Чернокнижник и чародей | Сочинение по литературе
Вслед за мятежным Гецем выплыла из туманов прошлого и встала перед внутренним взором Гете загадочная фигура доктора Фауста. «Чернокнижник и чародей», Фауст жил в те же времена, что и рыцарь с же

Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, Маргарита | Сочинение по литературе
Более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью, вовсе не всесилен и полноправно

Героиня трагедии Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Этот образ создан фантазией Гете: в народных легендах М. отсутствует. Фауст, вернувший молодость в «Кухне ведьмы», встречает на улице красивую девушку и с первого взгляда в нее влюбляется. Margarete

Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Культура любого народа подобна горной гряде: в ней есть свои возвышенности и свои вершины. И вот такой вершиной в немецкой культуре является трагедия Гете «Фауст». Замысел трагедии возник у Гете,

Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Читавшие «Фауста» в завершенном виде знают, что после беседы Фауст вернулся к горестным мыслям, чуть не покончил самоубийством, но потом решил жить; он отправляется на прогулку за город и встречает

Характеристика образа Елены | Сочинение по литературе
Елена - перенесенное в трагедию из греческой мифологии идеальное воплощение красоты. Обретение Е. знаменует собой триумф Фауста в его поисках абсолютного идеала. Образы Е. и Париса

Фото Гете И.

 Изменить 
Гете И.

Гете И. - Биография

    ГЁТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
    Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
    В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
    В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Gtz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения. Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция. Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768). По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Rmische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Mrchen). Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-stlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprche in Prosa, Sprche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста. Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
 Изменить