Сочинения по литературе

Ольга Ильинская: спасительница или предательница

0
Долгое время считалось общепри­нятым, что в романе Гончарова и Обломову, и Штольцу проти­востоит Ольга Ильинская, тради­ционно воспринимаемая как один из замечательных женских образов в классической русской литера­туре, Действительно, есть в ней сила воли, твер­дость характера, незаурядный ум. Увидев в Ольге «высший идеал», Добролюбов писал: «В ней-то бо­лее, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину...»
Между тем, в последние годы литературоведы все чаще высказывают сомнение в столь решительном выводе. Достаточно вспомнить самолюбивые мечты героини о том, как под ее воздействием Обломов «будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее». В этом Ольга предвидит даже залог ее собст­венного величия: «Сколько славы доктору, когда он спасет безнадежно больного! А спасти нравственно погибающий ум, душу?»

Можно даже сказать, что Ольга производит над Обломовым своего рода «воспитательный эксперимент». Ведь она любила не реального Обломова — этого, един­ственного, неповторимого, такого, каков он есть, а некую фикцию, выдумку, миф: «...я любила в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним». Но каково же человеку, которого придумывают, над которым экспериментируют!

С первых же страниц, посвященных Ольге, не возникает сомнений, что для Гончарова — это идеал женщины. И не только для Гончарова, но и, как мы убедились, для Добролюбова. Может быть, имен­но ей, Ольге Ильинской, удастся то, что не удалось даже Штольцу с его неуемной энергией и волей, и Обломов все же проснется, потому что в данном случае речь пойдет не о сухих доводах разума, а о пробуждающей силе чувства, о любви... Но была ли любовь?..

Мы знаем из русской литературы, как женская любовь воистину может творить чудеса: возрождать к жизни, давать опору, спасать от житейских не­взгод, пробуждать угаснувшую веру в собственные силы. Но Ольга Ильинская... Не воспринимаете ли вы историю ее отношения к Обломову как преда­тельство? Помните, Лис говорил маленькому принцу у Сент-Экзюпери: «...ты всегда в ответе за всех, кого приручил». Ольга приручила Обломова и, сле­довательно, должна отвечать за него (иначе нечего было и приручать). Вы скажете: во всем виноват прежде всего сам Обломов. Несомненно. А Ольга?Ольга исполняла высокую, благородную миссию, «спасала», «поднимала», «переделывала» Обломова. Правда, на какое-то мгновение естественное, не­управляемое и пугающее ее своею неразумностью чувство проснулось в ней, но было отброшено, как та ветка сирени, с которой начался и закончился в романе эпизод со ссорой и примирением влюб­ленных. Победил разум.

А затем произошел новый поворот, связанный с женитьбой Штольца на Ольге, история их сбли­жения (почему-то трудно сказать — любви). Скорее всего вы были внутренне готовы к этому. Ну кто же еще достоин так друг друга, как не Андрей Штольц и Ольга Ильинская! Упорно достигая намеченных целей, рука об руку развиваясь и совершенствуясь («Ольга довоспитывалась уже до строгого понимания жизни... разгула диким страстям быть не могло: все было у них гармония и тишина...»), Ольга и Штольц создали свой «рай». И даже вдруг возникшая тре­вога, те «смутные, туманные вопросы», о которых со времен Добролюбова мы так часто вспоминаем, стремясь увидеть в них залог желанного возро­ждения Ольги, начала ее критического отношения к Штольцу, — ведь на самом деле ничего этого нет! Для нее вполне достаточно было простого утешения Штольца: «...если грусть будет тревожить все боль­ше и больше, то мы... примем ее как новую стихию жизни». Он не договорил, а «она, как безумная, бросилась к нему в объятия и, как вакханка, в страстном забытьи замерла на мгно­вение, обвив ему шею руками». Строки эти обычно не цитируются, может быть, потому, что слишком уж они компрометируют Ольгу: от схемы ничего не остается.

Что же касается тенденций развития образа ге­роини, то они намечены в романе очень предполо­жительно. Во всяком случае, уже после откровенного признания Штольца: «Мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными во­просами, не примем их вызова, склоним головы», — автор пишет об Ольге: «Теперь она уверовала в Андрея не слепо, а с сознанием, и в нем вопло­тился ее идеал мужского совершенства».

Сможет ли Ольга понять когда-нибудь Штольца так же, как она поняла Обломова? Действительно ли ее сильный характер и постоянно ощущаемая ею потребность к действию неминуемо должны были привести Ольгу к разрыву со Штольцем, на что надеялся Добролюбов? В романе прямого ответа на эти вопросы нет.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гончаров И.А.

Почему Захар "еще больше Обломов, чем сам Илья Ильич" | Сочинение по литературе
Несмотря на то, что Обломов — барин, а Захар — его крепостной, они сродни друг другу. А. Рыбасов С самого начала романа мы видим огромное сходство между барином и его слугой.

Общая характеристика романа И. А. Гончарова "Обломов" | Сочинение по литературе
Два обстоятельства творческой истории романа “Обломов” нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал “Сон Обломова” —

"Мысль семейная" в романе "Обломов" | Сочинение по литературе
Мотив любви присутствует в большинстве классических произведений русской литературы. Но часто любовная коллизия в произведении выполняет лишь роль фона, на котором выделяется основная мысль. К

Как мог дойти до рабства Илья Ильич Обломов | Сочинение по литературе
Гнусная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства. Рабство

Поиски положительных начал русской жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов») | Сочинение по литературе
В романе И. А. Гончарова «Обломов» на первом плане жизнь и судьба главного героя — Ильи Ильича Обломова. Его образ заключает в себе широкое обобщение: в нем раскрыты черты характера, порожденного

Сравнительная характеристика Ильи Ильича Обломова и Александра Адуева (характеристика персонажей романов Гончарова) | Сочинение по литературе
Всем известно, что человеку, приехавшему из деревни, очень трудно приспособиться к той обстановке, в которую он попадает. И. А. Гончаров описывает в двух своих романах «Обломов» и «Обыкновенная

Идеальный женский характер | Сочинение по литературе
Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света. И. А. Гончаров Роман "Обломов" вышел в свет в 1859 году, когда в стране чрезвычайно остро

Судьба Обломова - это судьба многих дворян середины XIX века | Сочинение по литературе
Роман "Обломов" Гончаров начал писать в 1846 году. В это время Россия была феодально-крепостнической страной. Угнетение крепостных достигло своих пределов. Экономический и политический

Характеристика образа Марьи Михайловны | Сочинение по литературе
Марья Михайловна — тетка Ольги Ильинской, воспитывающая племянницу после смерти родителей. Образ подобной наставницы характерен для русской литературы XIX в. Мировосприятие Ольги сложилось таким,

Характеристика образа Тарантьева Михея Андреевича | Сочинение по литературе
Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова. Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, — неизвестно. Т. появляется на первых же страницах романа — «человек лет сорока,

Фото Гончаров И.А.

 Изменить 
Гончаров И.А.

Гончаров И.А. - Биография

Иван Александрович Гончаров (1812–1891 гг.), русский писатель XIX в., родился в состоятельной купеческой семье. Помимо него в семье Гончаровых было еще трое детей. После смерти отца воспитанием детей занялись мать и их крестный отец Н.Н. Трегубов, образованный человек передовых взглядов, знакомый со многими декабристами. В годы обучения в частном пансионе Гончаров приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и русский языки. В 1822 г. он успешно сдал экзамены в Московское коммерческое училище, но, не окончив его, поступил в Московский университет на филологическое отделение.

В годы учебы в университете Гончаров обратился к литературному творчеству. Из изучаемых предметов его больше всего привлекали теория и история литературы, изобразительное искусство, архитектура. Окончив университет, Иван Александрович поступил на службу в канцелярию симбирского губернатора, затем переехал в Петербург и занял должность переводчика в министерстве финансов. Однако служба не мешала ему заниматься литературой и поддерживать дружеские отношения с поэтами, писателями и живописцами.

Первые творческие опыты Гончарова – стихи, затем антиромантическая повесть «Лихая болесть» и повесть «Счастливая ошибка» – были опубликованы в рукописном журнале. В 1842 г. он написал очерк «Иван Савич Поджабрин», напечатанный лишь шесть лет спустя после его создания. В 1847 г. в журнале «Современник» был опубликован роман «Обыкновенная история», который вызвал восторженную оценку критики и принес автору большой успех. В основе романа столкновение двух центральных героев – Адуева-дяди и Адуева-племянника, олицетворяющих трезвый практицизм и восторженный идеализм. Каждый из героев психологически близок писателю и представляет разные проекции его душевного мира.

В романе «Обыкновенная история» писатель отрицает абстрактные обращения главного героя, Александра Адуева, к некоему «божественному духу», осуждает пустую романтику и царящую в чиновничьей среде ничтожную коммерческую деловитость, то есть то, что не обеспечено высокими идеями, необходимыми человеку. Столкновение главных героев воспринималось современниками как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» (В.Г. Белинский). Однако десятилетия спустя антиромантическая тема утратила свою актуальность, и следующие поколения читателей воспринимали роман как самую «обыкновенную историю» охлаждения и отрезвления человека, как вечную тему жизни.

Вершиной творчества писателя стал роман «Обломов», к созданию которого Гончаров приступил еще в 40-е гг. Прежде чем роман вышел в свет, в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» появился «Сон Обломова» – отрывок из будущего произведения. «Сон Обломова» получил высокую оценку критиков, но в их суждениях прослеживались идейные разногласия. Одни считали, что отрывок обладает большой художественной ценностью, но отвергали авторскую иронию по отношению к патриархальному помещичьему укладу. Другие признавали несомненное мастерство писателя в описании сцен усадебной жизни и видели в отрывке будущего романа Гончарова творческий шаг вперед по сравнению с его предыдущими работами.

В 1852 г. Гончаров в качестве секретаря адмирала Е.В. Путятина отправился в кругосветное плавание на фрегате «Паллада». Одновременно с выполнением своих служебных обязанностей Иван Александрович собирал материал для своих новых произведений. Результатом этой работы стали путевые заметки, которые в 1855–57 гг. печатались в периодических изданиях, а в 1858 г. вышли отдельным двухтомным изданием под названием «Фрегат “Паллада”». В путевых заметках переданы впечатления автора от знакомства с британской и японской культурами, отражено мнение автора об увиденном и пережитом во время путешествия. Созданные автором картины содержат необычные ассоциации и сопоставления с жизнью России, наполнены лирическим чувством. Путевые очерки пользовались большой популярностью у русских читателей.

Вернувшись из путешествия, Гончаров поступил на службу в Петербургский цензурный комитет и принял приглашение преподавать русскую литературу наследнику престола. С этого времени отношения писателя с кругом Белинского заметно охладились. Выполняя обязанности цензора, Гончаров оказал помощь в публикации ряда лучших произведений русской литературы: «Записки охотника» И.С. Тургенева, «Тысяча душ» А.Ф. Писемского и других. С осени 1862 г. по лето 1863 г. Гончаров редактировал газету «Северная почта». Примерно с этого же времени началось его удаление от литературного мира. Идеал писателя, по его собственному признанию, составили «кусок независимого хлеба, перо и тесный кружок самых близких приятелей».

В 1859 г. был опубликован роман «Обломов», замысел которого сложился еще в 1847 г. С момента опубликования главы «Сон Обломова» читателю пришлось почти десять лет ждать появления полного текста произведения, которое сразу же завоевало огромный успех. Роман вызвал бурные споры читателей и критиков, что свидетельствовало о глубине авторского замысла. Сразу же после выхода романа в свет Добролюбов написал статью «Что такое обломовщина?», которая представляла собой беспощадный суд над главным героем, «совершенно инертным» и «апатичным» барином, ставшего символом косности крепостнической России. Некоторые критики, напротив, увидели в главном герое «самостоятельную и чистую», «нежную и любящую натуру», сознательно устранившуюся от модных веяний и сохранившую верность истинным ценностям бытия. Споры о главном герое романа продолжались вплоть до начала XX в.

Последний роман Гончарова «Обрыв», опубликованный в 1869 г., представляет новый вариант обломовщины в образе главного героя – Бориса Райского. Это произведение было задумано еще 1849 г. как роман о сложных отношениях художника и общества. Однако к началу написания писатель несколько изменил свой замысел, что было продиктовано новыми общественными проблемами. В центре романа оказалась трагическая судьба революционно настроенной молодежи, представленной в образе «нигилиста» Марка Волохова. Роман «Обрыв» вызвал неоднозначную оценку критики. Многие поставили под сомнение талант автора и отказали ему в праве суда над современной молодежью.

После выхода в свет романа «Обрыв» имя Гончарова редко появлялось в печати. В 1872 г. была написана литературно-критическая статья «Мильон терзаний», посвященная постановке на сцене комедии Грибоедова «Горе от ума». Вплоть до наших дней эта статья остается классической работой о комедии Грибоедова. Дальнейшая литературная деятельность Гончарова представлена «Записками о личности Белинского», театральными и публицистическими заметками, статьей «Гамлет», очерком «Литературный вечер» и газетными фельетонами. Итогом творческой деятельности Гончарова в 70-е гг. считается крупная критическая работа о его собственном творчестве под названием «Лучше поздно, чем никогда». В 80-е гг. вышло в свет первое собрание сочинений Гончарова. В последние годы жизни писатель, наделенный талантом тонкого наблюдателя, жил одиноко и замкнуто, сознательно сторонясь жизни и вместе с тем тяжело переживая свое положение. Он по-прежнему писал статьи и заметки, но, к сожалению, перед смертью сжег все написанное в последние годы.

Во всех своих произведениях Гончаров стремился раскрыть внутренний динамизм личности вне сюжетных событий и передать внутреннюю напряженность обыденной жизни. Писатель выступал за независимость личности, призывал к активной деятельности, одушевленной нравственными идеями: духовностью и гуманностью, свободой от социальной и моральной зависимости.
 Изменить