Сочинения по литературе

"Поэма великих страстей" (В Г Белинский) по повеси Н В Гоголя "Тарас Бульба"

0
В Санкт-Петербургском университете при кафедре истории средних веков читал курс адъюнкт-профес­сор Н. В. Гоголь. Преподаватель работал над «Историей Малороссии». Вскоре его увлечение преподава­тельской деятельностью прошло, а собранные мате­риалы легли в основу повести «Тарас Бульба».
Из вышедшего в 1835 году сборника «Миргород» повесть «Тарас Бульба» автор особенно выделял. Он даже писал В. А. Жуковскому: «найдите случай и средство указать... Государю на мои повести: "Старо­светские помещики" и "Тарас Бульба"».

Во втором томе своих сочинений Н. В. Гоголь по­местил переработанную редакцию «Тараса Бульбы».

В основу данной повести положена националь­но-освободительная борьба украинского народа. Зо-лотоордынские, крымские татары, панская Польша пытались захватить власть над Украиной. Запорож­ская Сечь приняла всех сильных и смелых духом, всех тех, кто не желал мириться с панской неволей. Запорожское казачество представляет собой мужест­венный характер народа, закалившийся в суровых ус­ловиях освободительной борьбы.

О казачестве Н. В. Гоголь писал не случайно. Его семья принадлежала к старинному казацкому роду. На основе изученного им исторического материала созданы образы и сюжет повести, являющиеся пло­дом вымысла художника. Для писателя главное — воссоздать обобщенную картину исторической жизни народа.

Сам Тарас Бульба не конкретное историческое лицо, в нем выражены черты многих героев Запорож­ской Сечи, видевших свой долг в служении отечеству и православной вере. Православная вера-основа само­го существования Сечи. Духовное родство превосхо­дит у казаков не только любовь к женщине, но и побе­ждает саму смерть, утешая в предсмертные минуты.

В «Тарасе Бульбе» мы не увидим подлинных исто­рических фактов, реальных исторических лиц. Так что же хотел показать Н. В. Гоголь в своей повести? Автор воссоздает идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры. За­порожская Сечь предстает пред нами справедливым общественным устройством. Именно эта среда форми­ровала характеры главных героев повести. «Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гор­дые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Автор любит Сечь, лю­буется ею, той, которая стала для Тараса воплощени­ем родины и свободы, а для автора мечтой о свобод­ной, вольной жизни, основанной на равноправии и братстве.


Образ Запорожской Сечи слит с образом степи. Словно родина-мать принимает она казаков в свои объятия, насыщает их жизненной силой и энергией, утешает в трудную минуту. Автор восхищается этим безграничным пространством: «Черт вас возьми, сте­пи, как вы хороши!» Степь и казаки — нечто близкое друг-другу, это подчеркивается характером сравне­ния: «сердца их встрепенулись, как птицы».

В то же время автор не идеализирует Сечь, показы­вает ее разгульность, необузданность: «Сечь не любила затруднять себя военными упражнениями и терять время... Вся Сечь представляла необыкновенное явле­ние: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Но по первому призыву Родины казаки бросали все: «Пахарь ломал свой плуг, бровари и пивовары кидали свои кади и разбивали бочки...И все, что ни было, садилось на коня. Словом, русский характер получил здесь могу­чий, широкий размах, дюжую наружность».

По зову сердца казаки шли служить Родине. Не случайно сыновья Тараса сразу соглашаются поехать в Сечь.

Суровое наказание ждало тех, кто нарушал законы Сечи: автор описывает жестокие наказания за кражу, долги и убийства.

Главные герои повести — сыновья своего времени. Дикость и необузданность Тараса —результат дико­сти того времени («тяжелый век», «полудикий век»). Автор показывает жестокость казаков во время боя, муки, которым подвергаются захваченные враги, сре­ди которых женщины и дети. Жена Тараса не имеет в семье права голоса, она прежде всего мать будущих защитников веры. Второстепенное подчиняется глав­ному: кровная любовь — узам «небесного братства».

Но одновременно образы Тараса Бульбы, Остапа и других запорожцев велики, так как они — защитни­ки свободы и независимости своего народа. Но пороки времени не обошли стороной и их. «Вся Сечь пред­ставляла необыкновенное явление: это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой». Веселость и разгульность казаков от широты души, от ощущения вольности и товарищества. «Первый долг и первая честь казака есть соблюсти товарищество...»- говорил старый Кась­ян Бовдюг. Перед гибелью казаки, обращаясь к това­рищам, радуются, что умирают на их глазах. Безза­ветную любовь к Родине воспел в своей повести Н. В. Гоголь, и в самые трагические минуты жизни за-поржцы признаются в любви и преданности. Так вос­питала их запорожская Сечь: думать о Родине и това­рищах.. Это объединение делает героев «Тараса Буль­бы» сильными. Так и в наши дни, если человек живет сам по себе, своими личными делами и интересами, оторванным от других, он слаб. А герои Гоголя силь­ны, ведь каждый из них чувствует плечо другого, они объединены общей идеей.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гоголь Н.В.

Взаимосвязь образа Тараса Бульбы и народа | Сочинение по литературе
«Тарас Бульба» не первое произведение Гоголя, в котором он обратился к изображению национально-освободительной борьбы украинского народа. То новое, что содержалось в повести «Тарас Бульба» и

Герои Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
Запорожцы изображены в повести уже сформировавшимися людьми. О том, кем и какими они были в прошлом, можно только догадываться. В их изображении Гоголь стремится к обобщенности, избегает

Жанр произведения Гоголя «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
Мы издавна привыкли называть «Тарасу Бульбу» повестью. И для этого, разумеется, есть серьёзные основания. По многим своим объективным жанровым признакам «Тарас Бульба» и есть историческая

Жизнь казачества в повести «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
В изображении Сечи и её героев Гоголь сочетает историческую конкретность, характерную для писателя-реалиста, и высокий лирический пафос, свойственный поэту-романтику. Органическое слияние различных

Жизнь Тараса Бульбы в одноименной повести Гоголя | Сочинение по литературе
В сознании запорожцев украинец - родной брат русского, украинская земля - неотторжимая часть необъятной земли русской. Тарас Бульба недаром говорит о «лучших русских витязях на Украине». В знаменитой

Образ главного героя в повести Николая Гоголя «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых совершенных творений Николая Васильевича Гоголя. Произведение посвящено героической борьбе украинского народа за национальное освобождение, свободу и

Какие чувства у нас вызывают Остап и Андрий в повести «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
Андрий вызывает у нас сложные чувства. Сначала он нравится. Действительно, он красив, храбр и в чертах его лица нежности больше, чем у Остапа. Не случайно и мать в момент прощания кинулась прежде к

Тарас Бульба и его сподвижники | Сочинение по литературе
Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» вышла в свет в 1842 году. В ней нашла свое отражение борьба украинского народа за свое национальное освобождение. Это стало центральной темой

Иллюстрация художника Боклевского «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
Рассмотрим иллюстрации художника П. Боклевского. Здесь изображен момент, когда купцы держат ответ перед го­родничим за жалобы на него. Они принесли с собой дары для него. Городничий агрессивен, он

Тема верности и предательства в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | Сочинение по литературе
Вступление. История написания повести. (Повесть создавалась почти девять лет, перед ее написанием Гоголь много работал над изучением исторических материалов о народных восстаниях.) Главная тема

Фото Гоголь Н.В.

 Изменить 
Гоголь Н.В.

Гоголь Н.В. - Биография

    ГОГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие  Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии -- 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель.

     Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород" и "Арабески" (оба-- 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в повести "Шинель" (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало "петербургских повестей" ("Нос", "Портрет") получило развитие в комедии "Ревизор" (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе "Мертвые души" (1-й том -- 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись второго тома "Мертвых душ". Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.    
Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед писателя Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил на службу в гетманскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую -- Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места -- Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери -- Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные переживания будущего писателя. Другим источником сильных впечаилений мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил "под террором загробного воздаяния".

     "Задумываться о будущем я начал рано...". Годы учения. Переезд в Петербург.Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре -- как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно "в лирическом и сурьезном роде", но также и в комическом духе, например, сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в "вольнодумстве" (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу).

     По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма "Ганц Кюхельгартен", написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

     По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу -- вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть "Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала", статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.
    
     "Вечера на хуторе близ Диканьки"
     Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни "Вечера на хуторе близ Диканьки" (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: "Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...". Вместе с тем "веселость" гоголевской книги обнаруживала различные оттенки -- от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в "Вечерах..." проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.
     После выхода первой прозаической книги Гоголь -- знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксаковым и его семейством, М. С. Щепкиным и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.
    
     "Миргородский" и "петербургский" циклы. "Ревизор"
     1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений -- "Арабески" и "Миргород" (оба в двух частях); начата работа над поэмой "Мертвые души", закончена в основном комедия "Ревизор", написана первая редакция комедии "Женихи" (будущей "Женитьбы"). Сообщая о новых созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере "Ревизора" (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем "Современнике": "Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале". Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья "О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году").
     "Миргород" и "Арабески" обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к "Вечерам..." ("малороссийская" жизнь), миргородский цикл, объединивший повести "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик -- пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств -- вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в "Тарасе Бульбе" -- столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами). Мир же "петербургских повестей" из "Арабесок" ("Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Портрет"; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, "Нос" и "Шинель") -- это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в "Ревизоре", в котором "сборный город" как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги -- плута или авантюриста -- в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной "немой сценой". Освобожденная от конкретных деталей "наказания порока", передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое -- как напоминание о неминуемом Страшном суде.
    
     Главная книга
     В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию -- в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над "Мертвыми душами", сюжет которых (как и "Ревизора") был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка "ревизских душ" умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно -- не только со стороны "низменных рядов ее", но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие "мертвая душа" и вытекавшая отсюда антитеза "живой" -- "мертвый" из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, "ревизская душа") передвигались в сферу переносной и символической семантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим -- общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика "Мертвых душ" (обозначение "поэма" указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала).
    
     Второй том "Мертвых душ". "Выбранные места из переписки с друзьями"
     После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что "пути и дороги" к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в "Выбранных местах из переписки с друзьями" (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых -- "Размышления о Божественной литургии" (опубликован посмертно в 1857).
     В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.
     К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям -- А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни.
     В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.
     Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).
    
     "Четырехмерная проза"
     В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке "маленького человека". На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. "Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир..." (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
 Изменить