Сочинения по литературе

Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

0
    Не думаю, что в русской литературе есть еще один роман, настолько популярный, как «Мастер и Маргарита». Практически каждый, кто читал этот роман, называет его одним из своих любимых произведений. И это достаточно легко объяснить. «Мастер и Маргарита» - роман поистине удивительный, уникальный, талантливый, глубокий.
    Оригинальность этого произведения заключается не только в его тематике, но и в самой структуре. В первой главе перед читателем возникает образ Москвы 30-х годов. Мы видим представителей писательской «элиты» Берлиоза и Бездомного и знакомимся со странным незнакомцем, неизвестно как оказавшимся жарким вечером на Патриарших прудах. Через рассказ этого незнакомца мы попадаем в далекий город Ершалаим. И там нас ждут уже совсем другие герои. Это, как мы узнаем позже, персонажи романа мастера: Понтий Пилат, Иешуа, Иуда, Каифа, Левий Матвей.
    Получается, что «Мастер и Маргарита» состоит из романа о мастере и романа, написанного самим мастером. Древний Ершалаим и современная автору Москва переплетаются между собой, проблема, затронутая в одном времени и пространстве, продолжает раскрываться в другом. Московская история зачастую похожа на какую-то фантасмагорию, история же Иешуа и Пилата совсем не вызывает улыбки.
    В один прекрасный майский вечер Сатана со своей свитой появляются в Москве. Цель визита Воланда становится понятной практически мгновенно – воздать каждому по заслугам. Всего несколько дней нечистая сила проводит в городе, но за это время обыденная жизнь москвичей, полная повседневной подлости, предательства, вранья, словно взрывается от находчивых, а порой и жестоких выходок Коровьева, Бегемота Азазелло и Геллы. Сам Воланд, как правило, наблюдает за всем со стороны. И вот мы уже со смехом наблюдаем такую картину: «За огромным письменным столом с массивной чернильницей сидел пустой костюм и не обмакнутым в чернила сухим пером водил по бумаге… Костюм был погружен в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом». Сразу же возникает вопрос: насколько же значительным делом занимался Прохор Петрович до этого, что продолжать его работу может один только костюм?
    Булгаков очень четко показывает свою современность. Сквозь бесконечное количество забавных, смешных и откровенно нелепых историй и ситуаций отчетливо звучит горечь, досада на людей, так легко забывающих об элементарных добродетелях. Потрясающе точно и тонко вырисован общий портрет москвичей. Одна из главных черт современников Булгакова - страх перед иностранными шпионами. Мы понимаем это уже из первых сцен романа. Берлиоз и Бездомный принимают Воланда за иностранного «засланца». Это символично: для советского человека зарубежный шпион приравнивался к самому Дьяволу.
    Для того чтобы показать главные пороки москвичей, автор на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная, казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» и вдруг послышалась плюха». Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе. Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.
    А теперь посмотрим на далекий Ершалаим. Отличается ли он от современной писателю Москвы? Нет! Древний город также наполнен подлецами и трусами. Из-за алчности Иуды невинный Иешуа арестован; из-за трусости Понтия Пилата безобидный философ отправляется на страшную казнь. Игемону целую вечность придется жить с этим тяжким грузом на душе. Он-то хотел отпустить бродягу, но Иешуа не угодил Синедриону и первосвященнику Каифе. У Пилата не хватило смелости пойти против воли этих людей.
    Некоторые герои романа имеют так называемых двойников в другой реальности: мастер – Иешуа, Иванушка Бездомный – Левий Матвей, Алоизий Могарыч – Иуда. Судьбы этих персонажей во многом похожи. Иуда предает Иешуа в Ершалаиме, а в Москве Алоизий доносит на мастера, чтобы завладеть его квартирой. Левий Матвей изначально был сборщиком податей и не видел в своей жизни глубокого смысла. После знакомства с Иешуа его мировоззрение полностью изменилось, он отказался от денег и отправился путешествовать вместе с бродячим философом. Иванушка же, встретив в психбольнице мастера, совершенно пересматривает свою жизнь. Ему становится противна его откровенно халтурная литературная деятельность, и он дает обещания больше никогда не писать стихов. Иешуа уверен, что все люди на земле добрые, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Га-Ноцри идет в своих убеждениях до конца. У него был шанс спастись, отрекшись от своих слов, но он не воспользовался им. Но мастер не обладает такой силой духа. Он написал свой роман о Понтии Пилате, потому что верил в это, верил в каждое слово своего произведения. Беспощадная критика романа всей его жизни сломила героя, заставила его отречься от своего детища. Мастер сжигает роман в печи, пытается забыть его, выкинуть из памяти. Но «рукописи не горят», и благодаря стараниям Маргариты этот шедевр возродился из пепла.
    Хочется отметить, что Маргарита не имеет двойника в произведении. Она уникальна. Автор преклоняется перед силой ее чувств к мастеру, перед ее жертвенной, отчаянной, безграничной любовью. Ради спасения своего мастера Маргарита продает душу дьяволу и становится королевой на его балу. Именно поэтому в конце произведения она, как и мастер, не справившийся со своей ношей, заслужила не света, а только покоя. И этот покой может дать именно Сатана. Это место находится где-то в прошлом, совсем в другом пространстве, где можно «вечером слушать музыку Шуберта», «писать при свечах гусиным пером», «гулять со своею подругой под вишнями».
    В конце романа два различных мира все-таки соприкасаются: происходит встреча мастера со своим героем. Пилат был проклят за свою трусость, обречен на вечные страдания. Но творец освобождает своего героя: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»
    Сложная структура произведения помогает Булгакову лучше раскрыть характер персонажей, передать вечность человеческих пороков, ошибок. Благодаря роману, написанному мастером, в произведение вводятся библейские мотивы. Структура «роман в романе» помогает автору очень ловко переносить читателя во времени, углубляя, таким образом, рассматриваемые в произведении проблемы и вопросы.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Образ дома и города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий

«Дни Турбиных» М. Булгакова - пьеса об интеллигенции и революции | Сочинение по литературе
Ведущая тема “Дней Турбиных” — судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремление сохранить

«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце») | Сочинение по литературе
Творчество таких писателей как Достоевский и Булгаков, стало классикой благодаря тому, что вызывает множество вопросов, порождённых временем или ситуацией. Но, так или иначе, произведения данных

Сны героев и их связь с проблематикой романа М.Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Тема сновидений героев далеко не случайна в романе М.Булгакова «Белая гвардия». Сам писатель написал свой роман, когда проснулся после грустного сна: «Мне снился родной город, зима, снег,

Сатира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение по литературе
Каждый человек должен приобрести хорошее и очень полезное качество – умение посмеяться над собой. Если его нет, то жизнь теряет всякую прелесть, свое очарование и легкость. Ведь, как мне кажется,

Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» (анализ главы 1, части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» недаром можно назвать «книгой книг». Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нем воедино. Данный роман является философскими

Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то

Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов

Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»). | Сочинение по литературе
Россия дореволюционная – идеал Михаила Афанасьевича Булгакова. И как ни пытались его современники-писатели отказаться от нее в своих произведениях, он возвращался к ней вновь и вновь, как к лучшему

Как отразились в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» идеи справедливости и милосердия? | Сочинение по литературе
В повествовании о жизни Москвы 30-ых годов, которое разворачивается на страницах романа Булгакова «Мастер и Маргарита», автор говорит о многих волнующих его проблемах. Одними из них становятся идеи

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить