Сочинения по литературе

Образ дома и города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия»

0
    Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий начала 20 века. Он, как представитель интеллигенции, очень остро переживал период революции и гражданской войны. Это ярко отразилось в его творчестве.
    «Белая гвардия» - роман о судьбе интеллигенции в революционные и постреволюционные годы. Это произведение во многом носит автобиографичный характер. В семье Турбиных, которую можно назвать главным героем романа, легко угадывается семья самого Булгакова. Недаром такой любовью пропитано описание быта, семейного уклада, традиций Турбиных. Их квартира – это теплый, уютный дом, где собираются друзья. Все Турбины - очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. И их дом – это продолжение самих Турбиных, выражение их сущности и их души. Можно сказать, что дом Турбиных является олицетворением мирной жизни, спокойного Города, прежней России.
    Город является одним из важных и значимых героев романа. Примечательно то, что Булгаков не говорит его названия. Это – безусловно, Киев. Однако, с другой стороны, - и не совсем Киев. Незначительное, не мешающее улицам Киева оставаться узнаваемыми, изменение их названий соседствует с реальными названиями как некоторых центральных улиц (Крещатик и Владимирская), так и близлежащих населенных пунктов (Дарница, Пуща-Водица, Святошин, Бобровицы, и пр.).
    В том, что автор называет свой родной Киев Городом, видится и почтение, и любовь к малой родине, а также подражание древним римлянам, которые называли Рим «Urbis» – Город.
    Булгаков описывает события, происходящие в Киеве в 1918 – 1919 годах не понаслышке. Автор сам в это время был в городе и служил врачом в Добровольческой армии. От этого все происшествия, разворачивающиеся на страницах романа, представляются нам такими живыми, реалистичными.
    Любовь писателя к родному Киеву передается его героям. С самого начала произведения читатель с легкостью понимает, что судьбы Турбиных теснейшим образом связаны с судьбой Города. Они ни за что не бросят свою малую родину, не оставят Город и саму Россию в целом в эти тяжелые годы. Этим Турбины отличаются от других героев романа: мужа Елены Сергея Тальберга, соседей Лисовичей и так далее.
    Образ Города является стержнем сюжетной завязки «Белой гвардии». Именно он является причиной и целью боевых действий между различными силами. Удивительно, что и для белых офицеров, и для мужиков-петлюровцев Город – родной. Только для большевиков, пришедших «оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная Москва», Город был чужим.
    В первой части романа Булгаков дает нам описание мирного Киева, безмятежного спокойного, величественного. Обилие садов – вот его особенность: «Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, кленами и липами».
    Писатель отмечает, что в Киев каждый день приезжали различные люди, ища в этом городе спасения, желая укрыться в нем от большевиков. Исконные жители были вынуждены тесниться. Город заливали потоки банкиров, промышленников, купцов, журналистов, актрис и кокоток.
    Во второй и третьей частях романа мы видим уже опустевший, брошенный город, который практически некому защищать. В нем остались лишь только по-настоящему преданные люди: Турбины, Мышлаевский, Най-Турс и другие лучшие представители белого офицерства.
    Булгаков очень точно описывает Город. Примечателен в этом плане момент, когда Турбин не застает в гимназии дивизиона и отправляется в лавку мадам Анжу. Создается впечатление, что Булгаков проводит нас по этим киевским улицам, площадям и переулкам.
    Размышляя об участи родного Киева, писатель обращается к образу Владимирского креста: «Над Днепром с грешной и окровавленной и снежной земли поднимался в черную, мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла – слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч. Но он не страшен. Все пройдет…Меч исчезнет…»
    Образ Города является полноценным героем романа Булгакова «Белая гвардия». Он овеян лиризмом, опоэтизирован писателем, который обожал свою малую родину – Киев. И, в то же время, Город – это не только Киев. Это собирательный образ прошлой, ушедшей России, которую уже не вернуть, и России вообще, которой придется приспосабливаться к жизни в новых условиях, при новых порядках, новой власти…
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Добро и зло... На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные

Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Революция 1917 года и гражданская война стали очень значимыми событиями в истории и судьбе России и русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и эти перемены сопровождались кровью,

«Булгаков ... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г.Паустовский) | Сочинение по литературе
Время - неподкупный судья, оно отводит каждому писателю свое заслуженное место. Сегодня том Михаила Афанасьевича Булгакова, стоящий на книжной полке, свидетельствует о хорошем вкусе читателя. Но так

Анализ главы "Бал у сатаны" | Сочинение по литературе
Предсмертный роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» насыщен потусторонними силами, которые играют в тексте сразу несколько ролей. Очень важное место в изображении этих сил занимает картина бала у

Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых является и «Собачье сердце» (1925), формировалась

Вечные вопросы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного

Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст») | Сочинение по литературе
Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это

Мои впечатления после прочтения романа | Сочинение по литературе
Мо впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и

Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение по литературе
Не думаю, что в русской литературе есть еще один роман, настолько популярный, как «Мастер и Маргарита». Практически каждый, кто читал этот роман, называет его одним из своих любимых произведений. И

Образ дома и города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить