Сочинения по литературе

Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст»)

0
    Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это могут быть глобальные философские проблемы, связанные с человеком и окружающим миром, общественные проблемы, вопросы, связанные с внутренним миром человека и т.д.
    Во все времена одной из самых волнующих проблем был вопрос взаимоотношений Художника и его творений с читателями, критиками, просто людьми – в общем, отношения Художника со всем миром. Этому вопросу посвящены многие великие произведения мировой литературы. В своем сочинении я коснусь двух прекрасных произведений, посвященных, каждый по-своему, данной теме. Это роман «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова и поэма «Фауст» В. Гете.

    В центре внимания романа «Мастер и Маргарита» находится судьба Художника, вынужденного жить и творить в тоталитарном обществе. Судьба Мастера, создавшего великий роман, печальна, если не сказать трагична.

    Когда-то герой был историком, «работал в одном из московских музеев» и занимался переводами с пяти языков. Жил он почти незаметно, «не имея ни друзей, ни родственников в столице». Его жизнь коренным образом переменилась благодаря тому, что по счастливой случайности он «выиграл сто тысяч рублей». Тогда Мастер оставил службу в музее, купил подвальчик и сумел написать потрясающий по силе своего проникновения роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

    Этот «золотой век» жизни и творчества героя был освящен встречей с той женщиной, в которой воплощен идеал «настоящей, верной, вечной любви». Эта судьбоносная встреча была подобна молнии: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера.

    Но этот недолгий период творческого и личностного счастья заканчивается катастрофой. Судьба сталкивает Мастера с жестоким миром советских псевдолитераторов.

    Эти людишки травят героя, доводят его до сумасшедшего дома, до полного отказа от своего любимого детища – романа. Дело довершает донос Алоизия Могарыча, вследствие чего Мастер три месяца проводит в таком месте, о котором можно рассказывать только «на ухо». Запуганный, затравленный и доведенный до отчаянья, он выбирает уход из жизни. Мастер считает себя недостойным света, творчества, любви. Вернуть его к жизни невозможно, «он неизлечим». И только преданная любовь Маргариты способна сокрушить все преграды.

    «Извлечение Мастера» совершает Воланд. Но решает его судьбу «тот, кто ее подвесил». В художественном времени, как и в судьбе Мастера, наступает рассвет: «Там ждет уже вас дом… свечи горят, а скоро они потухнут, потому что вы встретите рассвет».

    Героя приговарили к «вечному покою», который становится символом бессмертия. Мастер получил то, в чем нуждался больше всего.

    Известно, что судьба Мастера во многом автобиографична. Булгаков, как и его герой, был изведен постоянными нападками со стороны критиков. Кстати, стоит заметить, что газетная кампания, развернувшаяся против Мастера и его «Понтия Пилата», основана на реальных событиях из жизни писателя. И призыв литературного критика Лавровича «ударить по пилатчине» является явной перекличкой с газетным заголовком «Ударим по булгаковщине». Увы, такова была судьба всех самобытных, интересных, талантливейших людей того страшного времени.

    В поэме Гете «Фауст» также рассматривается судьба Художника. Потому что, как мне кажется, главный герой поэмы в своей жизни, в поисках Истины является настоящим Творцом:

    Он рвется в бой, он любит брать преграды,

    Он видит цель, манящую вдали,

    И требует у неба звезд в награду

    И лучших наслаждений у земли.

    И ввек ему с душой не будет сладу,

    Куда бы поиски не привели.

    Фауст – ученый, он хочет познать все тайны мира, найти смысл жизни - Истину. Но, как любому Художнику, герою свойственны сомнения и разочарования. Будучи уважаемым и известным человеком, Фауст вдруг начинает сомневаться в своих знаниях, в своих возможностях что-то сделать, познать, улучшить жизнь людей. В отчаянии он хочет покончить с собой, и только колокольный звон, напомнивший о детстве, останавливает героя. Но Фауст полон сарказма. Он проклинает всех и вся, а особенно то, что всегда ограничивало человека в его творческих свершениях. Фауст ненавидит заветы общества: «Смиряй себя! Умей отказываться! Желай достижимого!»

    В минуту отчаянья героя подстерегает Мефистофель. Он заключает с Фаустом договор. Дьявол обещает дать герою все наслаждения мира. Когда же Фауст больше ничего не захочет от жизни, то он отдаст Мефистофелю свою душу. Но герой уверен, что этого никогда не произойдет: он всегда будет стремиться к большему, к совершенству.

    Путешествуя с дьяволом, герой встречает свою любовь – Маргариту (как и герой романа «Мастер и Маргарита»). К сожалению, девушка погибает. Судьбою Фаусту нанесен еще один тяжелый удар. Но герой не сломлен, он поддается на заманчивые уговоры беса. Фауста не привлекают ни богатство, ни распутство, ни военная слава. Он стремится созидать, а не разрушать. Герой отвоевывает у моря землю, населяет ее народами, строит города. Фауст наконец-то находит смысл жизни, свою Истину. Она в том, чтобы помогать людям, созидать на благо человечества. С этой мыслью герой умирает, счастливый и просветленный.

    Таким образом, в «Мастере и Маргарите» Булгакова, как и в «Фаусте» Гете, изображена судьба Художника. Эти произведения показывают разные стороны жизни творческого человека. М.А. Булгаков выводит на первый план недоброжелательное окружение, губящее талант и жизнь Мастера. Гете останавливается на внутренних проблемах Художника, на его духовных поисках, смятениях, разочарованиях, прозрениях.

    Нужно заметить, что в обоих произведениях судьба героя связана с Высшими Силами. Это неслучайно, ведь талант – это подарок свыше. Художник всегда связан с чем-то мистическим. Эти силы помогают ему творить, познавать Истину.

    У обоих героев в жизни была настоящая любовь, которая позволяла их душе воспарить, давала поддержку, желание жить.

    Мастер отказался от своего творения, Фауст прошел свой путь до конца… Но оба они остались Художниками, несущими людям свет.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Татьяна лашутина

спасибо мне очень помогло
08.02.18

Ещё Булгаков М.А.

Мои впечатления после прочтения романа | Сочинение по литературе
Мо впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и

Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение по литературе
Не думаю, что в русской литературе есть еще один роман, настолько популярный, как «Мастер и Маргарита». Практически каждый, кто читал этот роман, называет его одним из своих любимых произведений. И

Образ дома и города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий

«Дни Турбиных» М. Булгакова - пьеса об интеллигенции и революции | Сочинение по литературе
Ведущая тема “Дней Турбиных” — судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремление сохранить

«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце») | Сочинение по литературе
Творчество таких писателей как Достоевский и Булгаков, стало классикой благодаря тому, что вызывает множество вопросов, порождённых временем или ситуацией. Но, так или иначе, произведения данных

Сны героев и их связь с проблематикой романа М.Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Тема сновидений героев далеко не случайна в романе М.Булгакова «Белая гвардия». Сам писатель написал свой роман, когда проснулся после грустного сна: «Мне снился родной город, зима, снег,

Сатира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение по литературе
Каждый человек должен приобрести хорошее и очень полезное качество – умение посмеяться над собой. Если его нет, то жизнь теряет всякую прелесть, свое очарование и легкость. Ведь, как мне кажется,

Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем» (анализ главы 1, части 1 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» недаром можно назвать «книгой книг». Смех и печаль, радость и боль перемешаны в нем воедино. Данный роман является философскими

Трагическая любовь Мастера и Маргариты в конфликте с окружающей пошлостью (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») | Сочинение по литературе
С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то

Проблематика романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
На долю произведений Булгакова выпала непростая судьба. При жизни автора были опубликованы лишь первая часть его романа “Белая гвардия”, книга фантастической и сатирической прозы, цикл рассказов

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить