Сочинения по литературе

Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

0
    Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых является и «Собачье сердце» (1925), формировалась его оригинальная художественная система. Анализируя творчество Булгакова, внимательный читатель заметит, что своеобразными ориентирами для писателя являлись такие мэтры русской литературы, как Н. В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А. П. Чехов. На основе их творческой манеры создается особый булгаковский стиль с использованием фантастики, гротеска и элементов импрессионизма.
    Повесть «Собачье сердце» является фантастическим произведением с сатирической направленностью, но фантастический сюжет имеет под собой реальную историческую основу.

    В этом произведении отразились общие настроения постреволюционного общества, дух времени, побуждающий сказку сделать былью. Под фантастической трансформацией Шарика в Шарикова, собаки в человека, подразумеваются не только великие научные достижения двадцатых годов, но и попытка советской власти сделать «всем» человека, бывшего «ничем» как в социальном, так и в интеллектуальном и этическом плане.

    И не просто случаем из врачебной практики профессора Преображенского, а символом социалистических преобразований является тот факт, что превращение «зверя в человека» происходит в промежутке времени между католическим (23 декабря) и православным Рождеством (операция была сделана 23 декабря, а «отвалился хвост у пациента» 6 января).

    Поэтому особенную значимость получает финал повести, доказывающий невозможность чудесного преображения «мертвой души». В операционной Преображенского по прихоти науки возникает чудовищный гомункулус с собачьим нравом и замашками хозяина жизни.

    В повести девять глав и эпилог. В экспозиции показана встреча двух главных героев – Шарика и профессора Преображенского: «… хлопнула дверь и из нее показался гражданин. Именно гражданин, а не «товарищ», и даже вернее всего – господин. Ближе – яснее господин…». В Москве тогда все переменилось – место «хозяев», «господ» заняли «товарищи» и пролетарии».

    Глубинный смысл конфликта повести выявляется в ходе развития сюжета о «новом человеке». Завязка – это операция, произведенная над мозгом собаки, в результате чего она становится похожей на человеческое существо. Однако эта «непостижимая» работа оказалась напрасной, потому что из «милейшего пса» получилась «такая мразь, что волосы дыбом встают».

    Тот, в ком видят «незаконнорожденного сына» профессора, играет на балалайке, спит на палатях в кухне, бросает окурки на пол, ругается, подкарауливает в темноте «Зинку», ворует, «держит себя неприлично», наконец, пишет доносы на своего «папашу» и угрожает его убить. Ученый создал «мертвую душу», и перед ним встает новая задача – «из этого хулигана сделать человека».

    Но изменить внутренний мир оказывается намного сложнее, чем совершить чудесное перевоплощение из собаки в человеческое существо. По утверждению самого профессора, «это никому не удастся». Но что же делать с Шариковым? Ведь признает же и сам профессор, что в нем таится какая-то «грозная опасность».

    «Экспериментальное существо» за два месяца проделывает путь от «ничего» ко «всему». Он как представитель «трудового элемента» заручается поддержкой власти, получает паспорт, устраивается на руководящую должность. Теперь Полиграф Полиграфович Шариков – заведующий подотделом отчистки города Москвы от бродячих животных.

    Какая ирония! Он теперь полезный член нового общества, так как его можно натравить на классовых врагов, которые мешают ему жить в согласии со своим «уже не собачьим, а именно человеческим», «самым паршивым из всех, существующих в природе» сердцем. Однако и этот его союз с «товарищами» временный, потому что если кто-нибудь настроит Шарикова на них, то и от бывших товарищей останутся «рожки да ножки».

    За социально-политическим конфликтом виден глубочайший нравственный конфликт. Нечеловеческие в своей аморальности, цинизме и бездушии поступки Шарикова-«гражданина» вынуждают профессора Преображенского уничтожить результаты своего опыта – вернуть все к «первобытному положению». Это развязка: Шариков снова превращается в Шарика.

    Таким образом, кольцевая композиция подчеркивает авторскую мысль о том, как неестественны и опасны эксперименты с человеческим сознанием. Таковы невеселые раздумья сатирика о результатах взаимодействия трех сил: аполитической науки, агрессивного социального хамства и опустившейся до уровня домкома духовной власти. Булгаков крайне скептически смотрел на попытку искусственного и ускоренного воспитания «нового человека» и острой сатирой предостерег тех, кто попытается переступить святость прав каждого живого существа.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Добро и зло... На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные

Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Революция 1917 года и гражданская война стали очень значимыми событиями в истории и судьбе России и русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и эти перемены сопровождались кровью,

«Булгаков ... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г.Паустовский) | Сочинение по литературе
Время - неподкупный судья, оно отводит каждому писателю свое заслуженное место. Сегодня том Михаила Афанасьевича Булгакова, стоящий на книжной полке, свидетельствует о хорошем вкусе читателя. Но так

Анализ главы "Бал у сатаны" | Сочинение по литературе
Предсмертный роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» насыщен потусторонними силами, которые играют в тексте сразу несколько ролей. Очень важное место в изображении этих сил занимает картина бала у

Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых является и «Собачье сердце» (1925), формировалась

Вечные вопросы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного

Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст») | Сочинение по литературе
Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это

Мои впечатления после прочтения романа | Сочинение по литературе
Мо впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и

Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение по литературе
Не думаю, что в русской литературе есть еще один роман, настолько популярный, как «Мастер и Маргарита». Практически каждый, кто читал этот роман, называет его одним из своих любимых произведений. И

Образ дома и города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить