Сочинения по литературе

Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия»

0
    Революция 1917 года и гражданская война стали очень значимыми событиями в истории и судьбе России и русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и эти перемены сопровождались кровью, смертью, тысячами сломанных жизней, душевными трагедиями огромного количества людей. Ведь революция разделили людей на два лагеря: «белых» и «красных». Часто по разную сторону баррикад оказывались родные и любимые люди, члены одной семьи. Они становились врагами, вынуждены были отказываться друг от друга, уничтожать друг друга…
    Этот страшный период в своих произведениях запечатлели многие писатели – современники тех событий.
    А. Фадеев в своем романе «Разгром» более объективно, чем другие советские писатели того времени, осветил гражданскую войну. В основу его произведения положены реальные события - один из эпизодов разгрома партизанского отряда на Дальнем Востоке.
    Сам Фадеев писал об основной мысли своего романа: «В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, а все, поднявшееся из подлинных корней революции, …развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей».
    Очень показательно, что писатель, говоря о героях «Разгрома», называет их «человеческим материалом». Революция и гражданская война требовала именно «материала» для победы и построения нового общества. Человеческая жизнь не имела большой цены, она с легкостью приносилась в жертву во имя победы.
    В «Разгроме» это отчетливо показано. Многочисленный отряд Левинсона получает партийную задачу: во что бы то ни стало пробиться в свободную от противника Тудо-Вакскую долину. С большими трудностями (преследование противников, нехватка пропитания и т.д.) отряд пытается ее выполнить. Но на подходе к долине он попадает в окружение казаков. Живыми из боя выходят только девятнадцать человек из полуторосотенного отряда. Левинсон, прорвавшись из окружения, оглядывается на отряд, «но никакого отряда не было: вся дорога была усеяна конскими и людскими трупами…». Человеческий материал истреблен, но главное – поставленная задача – была выполнена. Без сомнения, отряд Левинсона пополнится новыми бойцами, готовыми (и не совсем готовыми) «положить свою жизнь на алтарь революции».
    Но партизаны погибают не только в сражениях. Вспомним эпизод отравления безнадежно больного Фролова. Боец стал обузой для отряда, и было принято решение дать ему яд.
    Но несправедливо было бы представлять всех революционных деятелей, партийцев циничными и бездушными людьми, не имеющими никаких человеческих эмоций. В том то и заключалась их трагедия, что они постоянно стояли перед выбором: победа революционной идеи или человеческая жизнь, а подчас и сотни жизней.
    В своем романе Фадеев смотрит на события революции с позиции «красного». Но примечательно то, что он совсем не приукрашивает революционных будней. Даже герои у него, хотя и довольно четко делятся на положительных и отрицательных, не имеют однобокой ярко выраженной окраски.
    «Белая гвардия» Булгакова – роман, написанный «по ту сторону баррикады», освещает позицию белогвардейцев, прошлую Россию. Это произведение повествует о судьбе интеллигенции в революционные и постреволюционные годы.
    В центре повествования находится семья Турбиных. В лице этих героев Булгаков рисует представителей русской интеллигенции, которую сам автор считал главной силой России. Все Турбины - очень образованные люди, носители высокой культуры и традиций, передающихся из поколения в поколение. Они очень растеряны в атмосфере новой эпохи.
    Герои до сих пор остаются преданными Николаю II, с готовностью принимают слух о том, что государь все-таки жив. Алексей и Николка Турбины – истинные представители «белой гвардии». Они отличаются особой порядочностью, чувством долга, ответственностью. Эти люди никогда и ни за что не придадут, не будут стрелять в спину врагу. Поэтому им и их самым близким друзьям дико и непонятно все творящееся в России.
    Алексей Турбин - один из тысяч офицеров старой русской армии, которым после революции приходится делать выбор между противоборствующими сторонами, вольно или подневольно служить в одной из враждующих армий. Турбин не горит желанием воевать. Однако ему и его младшему брату Николке войны избежать не удается. Они в составе разрозненных офицерских дружин участвуют в безнадежной обороне города от Петлюры. Да никто из них и не посмел бы уйти от своего долга. Это не в правилах русского офицерства. Честь и достоинство руководит поведением героев.
    В своем произведении Булгаков явно на стороне Алексея Турбина, стремящегося к сохранению семейных устоев, к налаживанию нормальной, мирной жизни. Важно, что все это происходит в условиях тотального разрушения прежней жизни, когда красные пытались заменить старую культуру новой, то ли псевдонациональной, то ли революционной. Писатель воплотил в «Белой гвардии» свою идею сохранения дома, родного очага после всех потрясений революции и гражданской войны.
    Трагедия интеллигенции, по мнению писателя, заключается в том, что ее представители не смогли увидеть обреченность монархического строя в России. Они боролись, переживали, страдали за старую, прежнюю Русь, которую уже не вернуть. И не надо возвращать отжившее, жизнь должна двигаться вперед. Булгаков, безусловно, далеко не в восторге от большевистских идей. Я думаю, писатель видел в большевиках лучшую альтернативу по сравнению с петлюровской вольницей. По его мнению, интеллигентам, уцелевшим в огне гражданской войны, надо примириться с советской властью. Однако при этом важно сохранить достоинство и неприкосновенность внутреннего духовного мира, а не идти на беспринципную капитуляцию. Желание жить на родине, в России, присуще подавляющему большинству русских интеллигентов. Но Турбины и другие лучшие представители интеллигенции расценивали это примирение как пренебрежение своими нравственными принципами. Поэтому они боролись до конца и проиграли. Но за что они боролись?..
    Автор питает огромную симпатию к Турбиным, но своим произведением подчеркивает, что они тоже уже изжили себя. Потому что эти люди оторваны от реальной жизни, их идеалы прекрасны, но далеко не всегда жизнеспособны. Оттого и рушится дом Турбиных, погибает Николка. В семье уже нет того уюта, радости тепла. Гибель дома – символ безвозвратной утраты прежней России. На смену дому Турбиных приходит что-то другое, что будет соответствовать идеалам нового времени и новой власти.
    Таким образом, несмотря на все различия двух данных романов, они имеют и нечто общее: признание неотвратимости наступления новой власти, нового режима, новой жизни. Прошлого уже не вернуть, и не нужно за него цепляться.
    Герои Фадеева и Булгакова – совершенно разные люди: по происхождению, воспитанию и образованию, нравственным представлениям, политической позиции и т.д. Но все эти люди, попав в жернова истории, переживают, каждый свою, душевную трагедию, мучаются, страдают, теряют. Именно в этом проявляется гуманизм произведений Фадеева и Булгакова, наследованный писателями от русских классиков 19 века.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

«Булгаков ... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г.Паустовский) | Сочинение по литературе
Время - неподкупный судья, оно отводит каждому писателю свое заслуженное место. Сегодня том Михаила Афанасьевича Булгакова, стоящий на книжной полке, свидетельствует о хорошем вкусе читателя. Но так

Анализ главы "Бал у сатаны" | Сочинение по литературе
Предсмертный роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» насыщен потусторонними силами, которые играют в тексте сразу несколько ролей. Очень важное место в изображении этих сил занимает картина бала у

Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых является и «Собачье сердце» (1925), формировалась

Вечные вопросы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного

Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст») | Сочинение по литературе
Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это

Мои впечатления после прочтения романа | Сочинение по литературе
Мо впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и

Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение по литературе
Не думаю, что в русской литературе есть еще один роман, настолько популярный, как «Мастер и Маргарита». Практически каждый, кто читал этот роман, называет его одним из своих любимых произведений. И

Образ дома и города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий

«Дни Турбиных» М. Булгакова - пьеса об интеллигенции и революции | Сочинение по литературе
Ведущая тема “Дней Турбиных” — судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремление сохранить

«Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце») | Сочинение по литературе
Творчество таких писателей как Достоевский и Булгаков, стало классикой благодаря тому, что вызывает множество вопросов, порождённых временем или ситуацией. Но, так или иначе, произведения данных

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить