Сочинения по литературе

Тема нравственной стойкости человека в повести О. де Бальзака «Гобсек»

0
1. Вероятные причины беспутного поведения графини Ресто.
2. Что посеешь, то и пожнешь: последствия греха.
3. Искупление.

Не совершай дурных поступков никогда,
Чтоб не пришлось краснеть, сгорая со стыда:
Раскаешься, и все ж молва тебя осудит,

И тесен станет мир от этого суда.
О. Хайям

В повести «Гобсек» О. де Бальзак показал ситуацию, весьма типичную для описываемого времени и тех кругов общества, к которым принадлежат граф и графиня Ресто, а также граф Максим де Трай. Светская дама, молодая и богатая, завела себе любовника. Однако дело не ограничилось простой изменой законному мужу. Любовник стал требовать от женщины оплаты его многочисленных долгов — графиня тайком от мужа продала свои драгоценности, чтобы отдать деньги любовнику. Не без колебаний она это сделала, как явствует из содержания повести, по закону замужняя женщина не имела права распоряжаться своим имуществом без согласия мужа.

Графиня постоянно опасается, как бы о ее поступках не узнал муж. Возможно, что в какой-то момент женщина уже начинает раскаиваться в том, что натворила, может быть, даже задумывается о том, чтобы повиниться перед мужем, как ей советовал молодой юрист Дервиль. Возможно, что такой выход был бы наилучшим — муж искренне любил графиню, может быть, он бы ее и простил, увидев ее чистосердечное раскаяние. Однако любовник, видя колебания графини, бессовестно шантажирует ее, намекая, что если она не даст ему денег на оплату его долгов, он покончит с собой: «Прощай, дорогая Анастази. Будь счастлива. А я... Завтра я уже избавлюсь от всех забот».

Как же вышло, что женщина, у которой для счастья было все — красота, богатство, положение в обществе, любящий муж — очутилась в такой неприглядной ситуации? Допустим, любовь... Но графиня — замужняя женщина, у нее есть определенные обязательства, и не только перед мужем, но и перед детьми, которые искренне ее любят и которых любит она сама. Как мать, героиня обязана заботиться о том, чтобы сохранить свое богатство для детей. Как можно любить человека, который только и делает, что требует денег от своей возлюбленной?

Вероятно, причиной возникновения греховной страсти графини стала скука, отсутствие каких-либо серьезных занятий и твердых нравственных принципов. Сам образ жизни графини, не отягощенной никакими заботами, привыкшей удовлетворять любые свои прихоти, в значительной мере способствовал любовным приключениям. А человек, ставший ее любовником, не лишен определенного обаяния, чего нельзя сказать о каких-либо нравственных принципах: «Такого изящества манер в целом мире не увидишь... Женщины без ума от него... Граф Максим де Трай — существо самое странное, на все пригодное и никуда не годное... человек, которого могут терзать заботы, но угрызения совести, которого ощущения занимают сильнее, чем мысли... блестящее соединительное звено между обитателями каторги и людьми высшего света».

Однако о самой графине нельзя сказать, что она, как и ее любовник, совершенно не испытывает раскаяния. «Образ любви, отравленной угрызениями совести», «графиня словно оцепенела, погрузившись в раздумье», «совесть у нее не совсем заглохла», «графиня явно колебалась» — автор постоянно подчеркивает разлад, царящий не только во внешней жизни, но и в душе женщины. Хотя история любви графини передана так, как она видится третьему лицу, юристу Дервилю. даже постороннего взгляда достаточно, чтобы понять, что гораздо больше неприятностей, чем радостей, принесла женщине ее предосудительная любовная связь. Беспринципный щеголь де Трай бессовестно использует привязанность графини, ловко играя не только на ее недостатках, но и на достойных душевных качествах.

Все старания графини скрыть свой проступок от мужа оказываются тщетными. Здоровье графа Ресто, узнавшего об измене жены, не без оснований подозревающего, что младшие дети не его, быстро ухудшается. Желая сберечь свое состояние для старшего сына, граф заключил фиктивную сделку с ростовщиком Гобсеком. Сущим наказанием для графини оказываются подозрения, что муж лишил ее и младших детей наследства. Женщина уже раскаивается в своем беспутстве. Но по неумолимому стечению обстоятельств один грех влечет другой — женщина всеми правдами и неправдами стремится завладеть документами, которые прячет ее муж. Для этого графиня пытается использовать доверчивость старшего сына, одинаково привязанного к обоим родителям.



Но главное наказание ждет графиню после смерти мужа, когда ей удастся найти документы, обеспечивающие определенную долю наследства всем ее детям. Нечистая совесть шепчет женщине, что муж лишил ее младших детей наследства; и графиня, не читая, бросает документы в огонь. Сама, своей рукой она лишает детей состояния, хотя ради того, чтобы обеспечить их будущность, она была готова на все. Так автор раскрывает важную идею — в грехе уже заключено зерно будущей расплаты. Муки совести отравили даже сами радости любви, которой опрометчиво предалась графиня; женщина стала послушной игрушкой в руках любовника, потеряла доверие и уважение мужа, постоянно опасается, что дети могут узнать о ее недостойном образе жизни. Наконец поняв, что за человек ее любовник, графиня испытывает мучительное раскаяние. Ради такого человека она предала мужа, предавала интересы своих детей! В конце концов в лихорадочном потрясении она сама уничтожила документы, которые следовало бы беречь, как зеницу ока.

Однако графиня сумела все-таки встать на достойный путь. Еще во время болезни мужа в ней произошел нравственный перелом: «...Очень возможно, что, как многие женщины, пережившие бурю страсти, она теперь искренне стремилась к добродетели. Может быть, только тогда она и узнала ей цену, когда пожала печальную жатву своих заблуждений».

В обществе о графине ходят нелицеприятные толки — люди ее круга вспоминают грехи ее молодости, хотя она совершенно изменила свой образ жизни. «Графиня ведет жизнь просто героическую... Она всецело посвятила себя детям, дала им прекрасное воспитание и образование. Старшие ее сын — премилый юноша».



Мы видим, что графиня, несмотря на осуждение со стороны общества, смогла искупить свои прошлые грехи. Ее сын Эрнест — преданный и внимательный сын, он заботится и о матери, и о брате с сестрой, на службе он на хорошем счету, вот-вот вступит в права наследства, которое так старался сохранить для него отец. Таким образом, нравственное возрождение графини позволило ей на законном основании пользоваться уважением своих детей, а также, вероятно, отчасти обрести душевный покой и гармонию.


 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Бальзак О.

Черты реалистической повести в произведении Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
По замыслу автора, повесть «Гобсек» должна была войти в большой цикл романов «Человеческая комедия», над которым Оноре де Бальзак работал на протяжении всей жизни. Создавая «Человеческую

Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги | Сочинение по литературе
Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме — "Венецианский купец" В. Шекспира и в комедии "Скупой" Ж. Б. Мольера. К созданию

Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? (По повести О. Бальзака “Гобсек”) | Сочинение по литературе
Образ скупца и накопителя не нов в мировой литературе. Похожий тип изображен в драме — "Венецианский купец" В. Шекспира и в комедии "Скупой" Ж. Б. Мольера. К созданию

Гобсек «скряга и создание низкое» | Сочинение по литературе
Ради денег потерял человечность, уважение, свою душу. Затрагивая золото, перестает контролировать себя и теряет ум; грабит, унижает людей, которые попали в переделку, становится властителем и

Аналитическая работа над повестью О де Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
Образ бальзаковского героя из одноименной повести “Гобсек” раскрывает и анализирует один из персонажей повести адвокат Дервиль. Сказ ведется от его имени, чтобы читатель воспринимал образ

Проблема жизненных ценностей в произведении «Гобсек» | Сочинение по литературе
Трудная тема… Как определить, где ценности мысленные, где ценности настоящие? Скажем, золото - мысленная или настоящая ценность? Говорю о золоте, так как главный герой - ростовщик. Золото - ценность

Характер главного героя повести Оноре де Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
Опыт убеждает, что очень непростым есть осмысления образа главного героя повести, так как, понять “Романтические и реалистические черты неоднозначного образа “философа и скряги” Гобсека” очень

Идея написания повести О. Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
В мировой литературе нам известно множество примеров, когда писатели всесторонне изображали современное им общество, со всеми его недостатками и положительными чертами. Писатели остро реагировало на

Деньги и человек в повести О. де Бальзака «Гобсек» | Сочинение по литературе
1. Тема власти денег в мире и в душе человека. 2. Накопление и расточительство. 3. Нравственная деградация личности. Смерть ожидает тебя — так истрать, не жалея,

Сочинение По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде" | Сочинение по литературе
Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил перед собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стремился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу

Фото Бальзак О.

 Изменить 
Бальзак О.

Бальзак О. - Биография

    БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honor de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции (Лангедок). Изначальную фамилию Бальса (Balssa) сменил отец, когда приехал в 1767 в Париж и начал там долгую чиновничью карьеру, которую с 1798 продолжил в Туре, занимая ряд административных должностей. Частицу «де» в 1830 добавил к имени сын Оноре, претендуя на благородное происхождение. Бальзак провел шесть лет (1806–1813) в качестве пансионера Вандомского колледжа, завершив образование в Туре и Париже, куда семья вернулась в 1814. Проработав три года (1816–1819) письмоводителем в судейской конторе, он убедил родителей разрешить ему попытать счастья в литературе. Между 1819 и 1824 Оноре издал (под псевдонимом) с полдюжины романов, написанных под влиянием Ж.Ж.Руссо, В.Скотта и «романов ужасов». В сотрудничестве с различными литературными поденщиками выпустил множество романов откровенно коммерческого толка.
    В 1822 началась его связь с сорокапятилетней мадам де Берни (ум. 1836). Страстное поначалу чувство эмоционально обогатило его, позднее их отношения перешли в платоническую плоскость, и Лилия в долине (Le Lys dans la valle, 1835–1836) дала в высшей степени идеальную картину этой дружбы.
    Попытка сколотить состояние на издательско-типографском деле (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан (Le dernier Shouan; переработан и издан в 1834 под назв. Шуаны – Les Chouans). Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака (La Physiologie du mariage, 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни (Scnes de la vie prive), c несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч (La Maison du chat qui pelote), в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы (Contes philosophiques). В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста, однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия (La Comdie humaine).
    Договор об издании первой серии Этюдов о нравах (tudes de moeurs, 1833–1837) Бальзак заключил, когда многие тома (всего вышло 12) были еще не завершены или только начаты, поскольку имел обыкновение сначала продавать готовое произведение для публикации в периодике, затем выпускать его отдельной книгой и, наконец, включать в то или иное собрание. Этюды состояли из Сцен – частной, провинциальной, парижской, политической, военной и деревенской жизни. Сцены частной жизни, посвященные в основном молодости и присущим ей проблемам, не были привязаны к конкретным обстоятельствам и месту; зато сцены провинциальной, парижской и деревенской жизни разыгрывались в точно обозначенной среде, что является одной из самых характерных и оригинальных особенностей Человеческой комедии.
    Помимо стремления отобразить социальную историю Франции, Бальзак намеревался поставить диагноз обществу и предложить лекарства для лечения его болезней. Эта цель явственно ощущается во всем цикле, но центральное место занимает в Философских этюдах (tudes philosophiques), первое собрание которых вышло между 1835 и 1837. Этюды о нравах должны были представить «следствия», а Философские этюды – выявить «причины». Философия Бальзака представляет собой любопытное сочетание научного материализма, теософии Э.Сведенборга и других мистиков, физиогномики И.К.Лафатера, френологии Ф.Й.Галля, магнетизма Ф.А.Месмера и оккультизма. Все это сопрягалось, порой весьма неубедительным образом, с официальным католицизмом и политическим консерватизмом, в поддержку которых Бальзак открыто выступал. Два аспекта этой философии имеют особое значение для его творчества: во-первых, глубокая вера во «второе зрение», таинственное свойство, дающее своему обладателю возможность распознавать или угадывать факты или события, свидетелем которых он не был (Бальзак считал себя чрезвычайно одаренным в этом отношении); во-вторых, основанная на воззрениях Месмера концепция мысли как некоей «эфирной субстанции», или «флюида». Мысль состоит из воли и чувства, и человек проецирует ее в окружающий мир, придавая ей больший или меньший импульс. Отсюда возникает идея о разрушительной силе мысли: в ней заключена жизненная энергия, ускоренная трата которой приближает смерть. Это ярко иллюстрирует магическая символика Шагреневой кожи (La Peau de chagrin, 1831).
    Третий главный раздел цикла должны были составить Аналитические этюды (tudes analytiques), посвященные «принципам», но Бальзак так и не прояснил свои намерения на сей счет; фактически он завершил лишь два тома из серии этих Этюдов: полусерьезную-полушутливую Физиологию брака и Мелкие невзгоды супружеской жизни (Petites misres de la vie conjugale, 1845–1846).
    Основные контуры своего честолюбивого замысла Бальзак определил осенью 1834 и затем последовательно заполнял ячейки намеченной схемы. Позволив себе отвлечься, он написал в подражание Рабле ряд забавных, хотя и непристойных «средневековых» повестей под названием Озорные рассказы (Contes drolatiques, 1832–1837), не вошедших в состав Человеческой комедии. Название для постоянно разрастающегося цикла было найдено в 1840 или 1841, и новое издание, впервые снабженное этим заголовком, начало выходить в 1842. В нем был сохранен тот же принцип деления, что и в Этюдах 1833–1837, но Бальзак добавил к нему «предисловие», в котором разъяснил свои цели. В так называемое «окончательное издание» 1869–1876 вошли Озорные рассказы, Театр (Thtre) и ряд писем.
    В критике нет единодушия относительно того, насколько верно удалось писателю изобразить французскую аристократию, хотя сам он гордился своим знанием света. Мало интересуясь ремесленниками и фабричными рабочими, он достиг наивысшей, по общему мнению, убедительности в описании различных представителей среднего класса: конторских служащих – Чиновники (Les Employs), судейских клерков и адвокатов – Дело об опеке (L'Interdiction, 1836), Полковник Шабе (Le Colonel Chabert, 1832); финансистов – Банкирский дом Нусингена (La Maison Nucingen, 1838); журналистов – Утраченные иллюзии (Illusions perdues, 1837–1843); мелких фабрикантов и торговцев – История величия и падения Цезаря Биротто (Histoire de la grandeur et decadence de Csar Birotteau, 1837). Среди Сцен частной жизни, посвященных чувствам и страстям, выделяются Покинутая женщина (La Femme abandonne), Тридцатилетняя женщина (La Femme de trente ans, 1831–1834), Дочь Евы (Une Fille d've, 1838). В Сценах провинциальной жизни не только воссоздается атмосфера маленьких городков, но также изображаются тягостные «бури в стакане воды», которые нарушают мирное течение привычной жизни – Турский священник (Le Cur de Tours, 1832), Евгения Гранде (Eugnie Grandet, 1833), Пьеретта (Pierrette, 1840). В романах Урсула Мируэ (Ursule Mirout) и Баламутка (La Rabouilleuse, 1841–1842) показаны жестокие семейные раздоры из-за наследства. Но еще мрачнее предстает человеческое сообщество в Сценах парижской жизни. Бальзак любил Париж и сделал многое для того, чтобы сохранить память о ныне забытых улицах и уголках французской столицы. Вместе с тем он считал этот город адской бездной и сравнивал идущую здесь «борьбу за жизнь» с войнами в прериях, как их изображал в своих романах один из его любимейших авторов Ф.Купер. Наибольший интерес из Сцен политической жизни представляет Темное дело (Une Tnbreuse Affaire, 1841), где на мгновение возникает фигура Наполеона. Сцены военной жизни (Scnes de la vie militaire) включают всего два произведения: роман Шуаны и рассказ Страсть в пустыне (Une Passion dans le dsert, 1830) – Бальзак намеревался значительно их дополнить. Сцены деревенской жизни (Scnes de la vie de campagne) в целом посвящены описанию темного и хищного крестьянства, хотя в таких романах, как Сельский врач (Le Mdecin de campagne, 1833) и Сельский священник (Le Cur de village, 1839), значительное место отводится изложению политических, экономических и религиозных взглядов. Бальзак был первым великим писателем, уделившим пристальное внимание материальному фону и «облику» своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Сюжеты его романов часто основаны на финансовых интригах и спекуляциях. Он прославился также своими «сквозными персонажами»: лицо, игравшее ведущую роль в одном из романов, затем возникает в других, раскрываясь с новой стороны и в иных обстоятельствах. Примечательно также, что в развитие своей теории мысли он населяет свой художественный мир людьми, охваченными навязчивой идеей или какой-либо страстью. Среди них – ростовщик в Гобсеке (Gobseck, 1830), безумный художник в Неведомом шедевре (Le Chef-d'oeuvre inconnu, 1831, новая ред. 1837), скряга в Евгении Гранде, химик-маньяк в Поисках абсолюта (La Recherche de l'absolu, 1834), ослепленный любовью к дочерям старик в Отце Горио (Le Pre Goriot, 1834–1835), мстительная старая дева и неисправимый бабник в Кузине Бетте (La Cousine Bette, 1846), закоренелый преступник в Отце Горио и Блеске и нищете куртизанок (Splendeurs et misres des courtisanes, 1838–1847). Подобная тенденция наряду с склонностью к оккультизму и ужасам ставит под сомнение взгляд на Человеческую комедию как высшее достижение реализма в прозе. Однако совершенство повествовательной техники, мастерство описаний, вкус к драматической интриге, интерес к мельчайшим подробностям обыденной жизни, изощренный анализ душевных переживаний, в том числе любовных (роман Золотоглазая девушка – La Fille aux yeux d'or явился новаторским исследованием извращенного влечения), а также сильнейшая иллюзия воссозданной реальности дают ему право именоваться «отцом современного романа». Ближайшие преемники Бальзака во Франции Г.Флобер (при всей суровости его критических оценок), Э.Золя и натуралисты, М.Пруст, равно как и современные авторы романных циклов, несомненно, многому у него научились. Его влияние сказалось и позже, уже в двадцатом веке, когда классический роман стали считать устаревшей формой. Совокупность почти ста названий Человеческой комедии свидетельствует об удивительной многогранности этого плодовитого гения, который предвосхитил чуть ли не все из последующих открытий. Бальзак работал неутомимо, он славился тем, что использовал очередную корректуру для радикального пересмотра композиции и существенных изменений текста. При этом он отдавал дань увеселениям в раблезианском духе, охотно наносил визиты великосветским знакомым, выезжал за границу и был далеко не чужд любовных увлечений, среди которых выделяется его связь с польской графиней и женой украинского помещика Эвелиной Ганской. Благодаря этим отношениям, завязавшимся в 1832 или 1833, появились на свет бесценное собрание адресованных Ганской посланий Бальзака Письма к незнакомке (Lettres l'trangre, тт.1–2 опубл.1899–1906; тт.3–4 опубл.1933–1950) и Переписка (Correspondance, опубл.1951) с Зульма Карро, дружбу с которой писатель пронес через всю жизнь. Ганская обещала выйти за него замуж после смерти мужа. Это случилось в 1841, но затем возникли осложнения. Переутомление от колоссальной работы, нерешительность Ганской и первые признаки тяжелой болезни омрачили последние годы Бальзака, и когда в марте 1850 наконец состоялась свадьба, ему оставалось жить всего пять месяцев. Умер Бальзак в Париже 18 августа 1850.
 Изменить