Сочинения по литературе

Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете

0
Гете - один из величайших просветителей. Тонкий поэт-лирик, драматург, романист, мыслитель, ученый и государственный деятель, который занимал пост министра, - так щедро одарила природа Иоганна Вольфганга Гете. Он вошел в литературу как предтеча романтизма: увлекался произведениями немецкого фольклора (подтверждением этому является хотя бы баллада “Ольшаный король”). Созданный позднее роман “Страдание юного Вертера” - одно из главных произведений европейского сентиментализма. В последний период творческой деятельности он пишет стихи, утверждая поэтику классицизма. В творческом наследии писателя есть произведение, которое занимает особое место, является делом всей жизни Гете и стало настольной для многих - это трагедия “Фауст”. Это необыкновенное и чрезвычайно сложное драматическое произведение не предназначалось для сцены. Писатель работал над ним, по данным одних исследователей, свыше 50 лет, других - около 60 и завершил его незадолго до смерти - в 1831 году.

Постоянно возвращаясь к трагедии, автор постепенно превратил его в грандиозное философское произведение, в котором отобразил свои взгляды на сущность человека. Источником сюжета “Фауста” стала «народная книга», в которой были собраны легенды о ученом-чернокнижнике, который продал душу дьяволу. Врач и алхимик Фауст на самом деле жил в первой половине XVI столетия. Легенды рассказывают о нем как о выдающемся маге и волшебнике, которому были подвластны потусторонние силы. За это его ожидала расплата - его задушил дьявол. Немецкая народная легенда переводилась и издавалась в Англии, Голландии и Франции.

К этому образу обращались английские драматурги и немецкие писатели из литературной компании “Буря и нажим”. Легенда о докторе Фауста стала настолько популярной, что ее выполняли на сцене. Несколько таких спектаклей Гете увидел в детстве. Так состоялось знакомство поэта с Фаустом и Рафаэлем. “Сначала писал его на листах почтовой бумаги и ничего не исправлял, так как боялся написать хотя бы один непродуманный эпизод, который бы нуждался в переработке”, - вспоминал позднее Гете о работе над этим произведением. “Музыка начинается там, где заканчиваются слова” - считал немецкий поэт Генрих Гейне. Мы же сделаем наоборот: послушаем фрагмент оперы Шарля Гуно “Фауст”, написанной по произведению Гете.




В опере Шарля Гуно “Фауст” из всей трагедии Гете композитором использован лишь эпизод любви Фауста и Гретхен - Маргариты. К гениальному поэтическому произведению Гуно добавил свои гениальные мелодии, дав героям Гете сценическую жизнь. С другими сюжетными линиями произведения, с его неповторимой поэтикой вы ознакомитесь, прочитав трагедию.

Слово “Просвещение” удачно характеризует общий дух идейно-политического и эстетичного движения, важного этапа развития европейской идеологии и культуры в конце XVII - в начале XIX столетия. Деятели этой эпохи ставили себе целью заменить взгляды, которые основывались на религиозных политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований и возможностей человеческого ума. Просвещение видело в невежестве главную причину человеческих бед, а в образовании - главное средство прогресса.

В поисках самоопределения душа человека отобразилась, с одной стороны, в зеркале барокко, с другой - в холодном рационализме классицизма, позднее - в сентиментализме, где властвует вера в чувство. В эпохе Просвещения оцениваются мораль, религиозные представления, юридические законы. Просветители не только распространяли знание, а и боролись против предрассудков, пересудов. Они провозгласили идеал свободы, раскрепощение человеческой личности, которая в развитии достигает счастья не только для себя, а и для всех. Просветители стремились изменить сознание людей. Лишь поняв, что живут неправильно, они перестроят свою жизнь согласно законам ума и гуманизма. Человек - творение мудрой природы, но прекрасное начало обезображено в условиях жизни неразумного общества.

Конец XVII - начало XIX ст. - уникальный период в духовной жизни Европы вообще и Украины в частности. Так как именно в эпоху Просвещения был сделан смелый шаг к признанию величия Человека и его ума, провозглашения идеи гражданства и веры в торжество свободы, равенства, братства людей. Это определило оптимистичность идейного звучания не только искусства Просвещения, а и следующих времен. Не зря гимном Евросоюза в 1972 году было утверждено произведение, написанное просветителями в 1793 году.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гете И.

Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста | Сочинение по литературе
Основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и ученый, Иоганн Вольфганг Гете в истории мировой культуры оставил свой след, прежде всего как поэт. Творчество Гете отразило важнейшие

Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи | Сочинение по литературе
Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над

Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Читавшие «Фауста» в завершенном виде знают, что после беседы Фауст вернулся к горестным мыслям, чуть не покончил самоубийством, но потом решил жить; он отправляется на прогулку за город и

Противостояние Фауста и Рафаэля | Сочинение по литературе
Сочинение по трагедии И. Гете «Фауст». В основу произведения «Фауст» положена народная книжка о Фаусте, которая появилась в XVI столетии. К этому сюжету неоднократно обращались и раньше (Марло,

Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного | Сочинение по литературе
Сочинение по произведению «Фауст». «Фауст» - один из главнейших произведений не только немецкого философа Гете. «Фауст» есть один из важнейших произведений мировой литературы. Проблема этого

Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем | Сочинение по литературе
Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека,

Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» | Сочинение по литературе
Школьное сочинение на тему Иоганн Вольфганг Гёте и его «Фауст». Начать разговор с «Фауста» Гёте означает начать его с конца XVIII- начала XIX в., т. е. с эпохи, главным событием которой явилась

Сюжетное построение второй части поэмы «Фауст» | Сочинение по литературе
Вторая часть: более сложна, так как она более абстрактна. Фауст и Мефистофель оказываются при дворе некоего императора. Император, который, казалось бы, обладает властью, вовсе не

Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Великий немецкий писатель Иоганн Вольфганг Гете работал над написанием трагедии «Фауст» больше шестидесяти лет. Поиск истины и смысла бытия - вот те вопросы, которые волновали Гете всю жизнь. И лишь

Общечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Фауст ощущает дуализм человека - «Почему лишь дух крылатый в нас, но мы бескрылые?», - спрашивает он. И говорит своему другу Вагнеру: «Тебе ведом путь, а я - стою на раздорожье. У меня в груди две

Фото Гете И.

 Изменить 
Гете И.

Гете И. - Биография

    ГЁТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
    Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
    В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
    В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Gtz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения. Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция. Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768). По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Rmische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Mrchen). Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-stlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprche in Prosa, Sprche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста. Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
 Изменить