Ощущением катастрофы пронизаны и другие рассказы, написанные Буниным в середине 10-х годов. Трагическим фоном их стали события русской революции 1905 г. и картины первой мировой войны, которую писатель видит как конец мира, гибель цивилизации. В его дневниках, письмах отражается это настроение: «Все газеты полны убийствами, снимками повешенных». «Смертельно устал — опять-таки уж очень давно, — и все не сдаюсь. Должно быть, большую роль сыграла тут война, — какое великое душевное разочарование принесла она мне!» Трагизм жизни, отчаяние автора переданы в одном из самых известных его рассказов — «Господин из Сан-Франциско» (1915). Произведение построено как антитеза подлинной жизни и механического существования, жизни и смерти. Герой рассказа, богатый американец, имени которого никто не запомнил, ехал с женой и дочерью отдыхать. Обратим внимание на деталь: у человека нет имени, нет того, что отличает от других, что делает его самим собой. Еще один штрих: герою 58 лет, но, как подчеркивает автор, он пока еще не жил, а лишь существовал, «возлагая все надежды на будущее». В конце рассказа мы вернемся к этому, чтобы ответить на вопрос: ради чего была прожита жизнь? Можно предположить, что путешествие — воплощение мечты господина, но Бунин показывает, что это за воплощение: жизнь на пароходе — то «возбуждение аппетита», то утоление его. Автор во всех подробностях передает детали путешествия и быта господина. Но при всей конкретности изображаемого картина приобретает все более глубокий философский подтекст и ярко выраженную трагедийную окраску. Автор использует различные возможности символизации повествования. Уже в самом названии парохода — «Атлантида» — звучит мотив обреченности, предчувствие гибели. Тревогой наполнены и описание грозного океана, и портрет командира корабля, в которых сгущаются краски, подчеркивается контраст между ощущением близкой гибели и полной беспечностью пассажиров: «По вечерам этажи «Атлантиды» сияли во мраке как бы огненными несметными глазами… Океан, ходивший за стенами, был страшен, но о нем не думали, твердо веря во власть над ним командира, рыжего человека чудовищной величины и грузнос- ти, всегда как бы сонного, похожего в своем мундире с широкими золотыми нашивками на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев…»
Громадный корабль показан как многослойный пирог, его ярусы — это не только и не столько отражение социального расслоения, сколько круги ада, где одни работают, чтобы накормить и ублажить других, ведущих лживую и фальшивую жизнь. Расплата наступает неминуемо, и расплата эта — смерть, а трюм — это ад. Но еще более, чем непонимание жизни, чем сама смерть, потрясает неуважение к смерти.
Богатого и сильного господина все и везде принимают с почетом, но когда он умирает, то оказывается в самом низу корабельного ада: «теперь его скрывали от живых — глубоко спустили в просмоленном гробе в черный трюм». А наверху продолжается жизнь, бесконечный бал, на палубе по-прежнему танцует наемная пара, но уже ясно, что и им надоело играть роль. Бунин делает еще более страшной картину движения этого корабля, показывая, что все это происходит на глазах символического Дьявола, следившего со скал Гибралтара: что будет с этим кораблем, что ждет его в будущем? Возможно ли предвидеть это? Но все вопросы остаются без ответа, как и тот, что задает Бунин: «Что чувствовал, что думал господин из Сан- Франциско в этот столь знаменательный для него вечер?» И как вывод-обобщение приведем слова Ю. Айхенвальда, посвященные бунинскому рассказу: «Громадный корабль человеческого греха движется по океану мира, и только грубая смерть вдруг кого-нибудь из этих грешников из Сан-Франциско или других городов вытолкнет из пышных зал и столкнет в космическую пучину; другие же остаются равнодушными, пока не наступит и их неизбежный черед».
Сочинение на тему: о чем рассказ суходол Бунина | Сочинение по литературе
В рассказе «Суходол» автор продолжает исследование русской души на примере жизни дворянства. По мысли автора, «нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, близко не связана, как у нас.
Сочинение на тему: изображение деревни в произведении Бунина Деревня | Сочинение по литературе
Изображение деревни в произведении Бунина ДеревняТак же, как и Горький («По Руси», «Исповедь», «Лето»), Бунин стремится к исследованию «черт психики славянина», в том числе
Реализм в произведениях Бунина | Сочинение по литературе
Говоря о прозе Бунина, исследователи всегда подчеркивают, что он явился одним из самых последовательных в XX в. продолжателей традиций русского реализма. Это мнение укрепилось еще и потому, что
Мотив воспоминаний в рассказе Антоновские яблоки | Сочинение по литературе
«…Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август…» — так начинается рассказ «Антоновские яблоки». Мотив воспоминаний придаст произведению особое лирическое настроение — настроение
Природа и время у Бунина | Сочинение по литературе
Природа у Бунина — это не просто фон, но воплощение красоты и гармонии, олицетворение идеала естественной жизни, столь характерного для русской литературной традиции. И в то же время это чаще
Иван Алексеевич Бунин краткая биография | Сочинение по литературе
Иван Алексеевич Бунин соединил в своей творческой биографии два века. Он был современником Толстого, близко знал Чехова, Горького и Куприна, пережил не только своих ровесников, но и более
Описание родной природы в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки» | Сочинение по литературе
Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края то яркая, броская, то скромная и печальная навсегда
Смысл названия рассказа «Антоновские яблоки» | Сочинение по литературе
Иван Алексеевич Бунин – выдающийся русский писатель, прославившийся и как писатель-прозаик, и как поэт, входивший в прекрасную плеяду поэтов "серебряного века". Становление Бунина-прозаика
«Угасающий дух помещиков» в рассказе «Антоновские яблоки» | Сочинение по литературе
Впечатления от посещения Буниным имения своего брата легли в основу и стали главным мотивом рассказа. Произведение заслуженно считается вершиной стиля писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался,
Анализ рассказа "Антоновские яблоки" И.А. Бунина | Сочинение по литературе
Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые впечатления его богаты. Мир его – по