Сочинения по литературе

В поисках смысла жизни (по роману Л. Толстого «Война и мир»)

0
    Главным объектом творчества Л. Н. Толстого был человек, его душа. Для Толстого человек — часть Вселенной. Писателю интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.
    Не случайно, вспоминая творения Толстого, мы вспоминаем и термин, впервые введенный в литературоведческий обиход Н. Г. Чернышевским, — “диалектика души”.
    Н. Г. Чернышевский писал: “Психологический анализ может принимать различные направления: одного поэта занимают всего более очертания характеров; другого — влияние общественных отношений и столкновений на характеры; третьего — связь чувств с действиями... Графа Толстого всего более — сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души...”
    Остановимся подробнее на том, как показан этот процесс в бессмертном романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир”.
    Главной проблемой, которую ставит в этом произведении писатель, является проблема человеческого счастья, проблема поисков смысла жизни. Его любимые герои Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы — герои ищущие, мучающиеся, страдающие. Для них характерны неуспокоенность души, желание быть полезным, нужным, любимым.
    Проанализируем личность самого близкого автору героя — Пьера Безу-хова.
    Подобно Андрею Болконскому, Пьер — честный, высокообразованный дворянин. Но если Андрей — рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы.
    В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот “проповедник” ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство крепостных. Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы.
    Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев, и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: “Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы”, исходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона.
    Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире — народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: “Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва. Один конец сделать хотят”. Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, “подействовал на Пьера сильнее всего того, что он видел и слышал до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты”. Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним “обретает то спокойствие и довольство собой”, к которым он тщетно стремился прежде.
    Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросить, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”.
    Неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле; Наташа, когда становится женой и матерью; Николай, сделав карьеру военного.
    Показав судьбы героев, Толстой подтвердил свою мысль: “Человек есть все: все возможности, есть текучее вещество”. Толстой сумел выполнить главную задачу — уловить и показать момент текучести жизни.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Толстой Л.Н.

Отзыв о романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» | Сочинение по литературе
Думаю, не погрешу против истины, если скажу, что роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» - один из самых известных романов русской литературы. Его хорошо знают не только в России - это произведение

Тема "общей жизни" нации в романе Л. Н. Толстого "Война и мир" | Сочинение по литературе
Особенности русского национального характера с полной силой выразились в период Отечественной войны 1812 года. Толстой изображает эту войну не только как борьбу русской наполеоновской армий, но и

Отечественная война 1812 года как война народная | Сочинение по литературе
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» отличается необычайным богатством идейного содержания. Толстой глубоко раскрывает широчайшие темы, среди которых самой главной, связывающей все прочие, является

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (анализ 23 главы части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) | Сочинение по литературе
Сочинение. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (анализ 23 главы части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) 1. Андрей Болконский и Наташа Ростова. 2.

Мысль о естественном и неестественном бытии в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
В произведении Льва Толстого “Война и мир” описаны представители разных слоев общества, начиная с простого народа (Тихон Щербатый и Платон Каратаев) и кончая высшим светом (салон Шерер). Но всех их

Народные герои в изображении Льва Николаевича Толстого (по роману «Война и мир») | Сочинение по литературе
Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир" показал, что война 1812 года с первых дней принимает народный характер. Армия Наполеона наступала. Она уничтожала и грабила

Личность и общество в романе "Анна Каренина" | Сочинение по литературе
После окончания "Войны и мира" Толстой усиленно изучал материалы об эпохе Петра Первого, решив посвятить ей свое новое произведение. Однако современность вскоре настолько захватила

Встреча Бориса Друбецкого с Пьером в доме старого графа Безухова (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 1, часть 1, глава 16) | Сочинение по литературе
«Война и мир» - русская национальная эпопея, которая выросла из авторского замысла создать роман о декабристах, показать с точки зрения истории, что привело к трагическим последствиям декабря 1825

Изображение народной войны в романе Толстого «Война и мир» | Сочинение по литературе
“Война и мир” — это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в этих событиях. Неправильно было бы пытаться объяснить поражение французов

Народная война в изображении Л. Н. Толстого | Сочинение по литературе
(По роману “Война и мир”) Война 1812 года явилась для России событием колоссального значения. Она всколыхнула всю страну, с ней связано становление национального сознания. Война

Фото Толстой Л.Н.

 Изменить 
Толстой Л.Н.

Толстой Л.Н. - Биография

1829 — 1910
Граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской Академии Наук. Начиная с автобиографической трилогии "Детство" (1852), "Отрочество" (1852 — 54), "Юность" (1855 — 57), исследование "текучести" внутреннего мира, моральных основ личности стало главной темой произведений Толстого. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм, вскрывающий "неправду" сословных отношений, проходят через все его творчество.

В повести "Казаки" (1863) герой, молодой дворянин, ищет выход в приобщении к природе, к естественной и цельной жизни простого человека. Эпопея "Война и мир" (1863 — 69) воссоздает жизнь различных слоев русского общества в Отечественную войну 1812 года, патриотический порыв народа, объединивший все сословия и обусловивший победу в войне с Наполеоном. исторические события и личные интересы, пути духовного самоопределения рефлексирующей личности и стихия русской народной жизни с ее "роевым" сознанием показаны как равноценные слагаемые природно-исторического бытия. В романе "Анна Каренина" (1873 — 77) — о трагедии женщины во власти разрушительной "преступной" страсти — Толстой обнажает ложные основы светского общества, показывает распад патриархального уклада, разрушение семейных устоев.

Восприятию мира индивидуалистическим и рационалистичным сознанием он противопоставляет самоценность жизни как таковой в ее бесконечности, неуправляемой переменчивости и вещной конкретности ("тайновидец плоти" — Д. С. Мережковский). С конца 1870-х годов переживает духовный кризис, позднее захваченный идеей нравственного усовершенствования и "опрощения" (породившей движение "толстовства"), толстой приходит ко все более непримиримой критикеобщественного устройства — современных бюрократических институтов, государства, церкви (в 1901 отлучен от православной церкви), цивилизации и культуры, всего жизненного уклада "образованных классов": роман "Воскресение" (1889 — 99), повесть "Крейцерова соната" (1887 — 89), драмы "Живой труп" (1900, опубл. в 1911) и "Власть тьмы" (1887).

Одновременно возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния и нравственного возрождения (повести "Смерть Ивана Ильича", 1884 — 86; "Отец Сергий", 1890 — 98, опубл. в 1912; "Хаджи-Мурат", 1896 — 1904, опубл. в 1912). Публицистические сочинения морализаторского характера, в том числе "Исповедь" (1879 — 82), "В чем моя вера?" (1884), где христианское учение о любви и всепрощении трансформируется в проповедь непротивления злу насилием. стремление согласовать образ мысли и жизни приводит к уходу Толстого из дома в Ясной Поляне; умер на станции Астапово. Биография Родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание. После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 — 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849). В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 — 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок. На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 — 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии — "Юность" (1855 — 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве. В 1855, приехав в Петербург, Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским. Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера — не моя..." — пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии. В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 — 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии.

В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса. В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне. В 1862 жизнь Толстого, его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей. 1860 — 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 — 69), "Анна Каренина" (1873 — 77). В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 — 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!" Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей. В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880. Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 — 90), роман "Воскресение" (1889 — 99). В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые. В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 — 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903). В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе. В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким. В последние годы жизни, когда Толстой состав- лял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей — с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанс ко-Уральской железной дороги. Похоронен в Ясной Поляне.
 Изменить