Сочинения по литературе

Космогонический мир «Фауста»

0

Взгляд Гете на мир был диалектическим. Он мыслил мироздание не как некое замкнутое единство, в котором все составные части хорошо проложены друг к другу, а как нечто изначально проникнутое принципом развития, созидания, творчества… Мировой жизненный процесс мыслился Гете как смена положительных и отрицательных явлений, как их взаимодействие и борьба». Высшее Добро и Зло - это для Гете две бесконечные стихии, местом слияния которых является земля, а если более конкретно - человеческая душа. Эти стихии борются друг с другом и уже тем самым - и сосуществуют, и взаимодействуют друг с другом: одна из этих сил недействительна без другой. Мефистофель говорит о себе: Я - часть силы той, Что без числа Творит добро, Всему желая зла.
Бог заключает пари с Мефистофелем, духом Зла, отдавая Фауста в его распоряжение - во имя торжества Добра. Да и в конце концов сам Бог говорит Мефистофелю. Вот Фаустом овладевает божественное чувство любви - но чувство это дергает за ниточку Мефистофель, вследствие чего Фауст становится виновником гибели своей возлюбленной, Маргариты, ее ребенка, ее матери и ее брата. И далее Фауст идет по пути познания и изменения жизни, по пути служения человечеству - под руку с Мефистофелем. Фауст строит прекрасный город - но место для строительства ему расчищает Мефистофель. Вот Фаусту нужна для грандиозного строительства земля, на которой живет супружеская пара - Филемон и Бавкида, - и вся беда в том, что Филемон и Бавкида никуда переселяться не хотят, не хотят расставаться со своей привычной жизнью. И вот раздраженный Фауст поручает дело переселения стариков… Мефистофелю:

И душа Фауста теперь вновь в руках Мефистофеля - ибо Фауст в этот момент, передоверяя «черную» работу переселения своему врагу-союзнику Мефистофелю, молча благословляет и «мефистофельские» средства «добровольного» переселения. А как иначе может действовать Мефистофель, если, во-первых, по самой своей сущности он способен желать только зла, а, во-вторых, ему нужно выиграть спор о Фаусте, то есть о Человеке - а значит, загрязнить душу Фауста таким количеством тяжких грехов, чтобы была исключена сама возможность спасения. Чем более жестоким будет «переселение» - тем более тяжкая вина ляжет на Фауста (ведь в конце концов поручил переселение Мефистофелю именно он) и тем ближе, следовательно, Мефистофель будет к окончательной победе. И вот Мефистофель приступает к действиям, о которых позже «докладывает» Фаусту:

* Мы кинулись сюда бегом.
* Дела не кончились добром.
* Мы в дверь стучались к ним раз сто,
* Но нам не отворил никто.
* Мы налегли, не тратя слов,
* И дверь слетела с косяков.
* Мы сообщили твой приказ,
* Они не стали слушать нас.
* Мы не жалели просьб, угроз,
* Но не был разрешен вопрос.
* Конец желая положить,
* Мы стали вещи выносить.
* Тогда их охватил испуг,
* И оба испустили дух.
* А гость, который был там скрыт,
* Сопротивлялся и убит.





* Меж тем как все пошло вверх дном,
* От искры загорелся дом.
* И эти, трупы к той поре,
* Втроем сгорели на костре.

Фауст в трагедии - это многослойный символ. Это символ пробудившегося Человека и одновременно символ оправдавшего свое свободное бытие Человечества (в самом деле, одному реальному человеку непосильна та ноша Добра и Зла, которую принял на себя гетевский фауст). Но в космогонический мир трагедии входит и просто человек, человек, живущий в рамках земной необходимости, по законам окружающей микросреды. Этот человек - Маргарита, любимая Фаустом и погубленная им. Образ Маргариты сочетает в себе два начала - это красивый человек, открытый всем стихиям: Маргарита устремлена душой к Богу, но она же - и слепой объект той «мефистофельской силы», которая под видом божественного чувства любви на нее обрушивается.

Борьба этих двух стихий достигает в ее душе высшего драматизма. Устремленная к Богу, она становится убийцей своей матери и своего ребенка, фактически виновницей гибели своего брата. И в ее полуобезумевшем мозгу до самого конца борются два начала - стремление вырваться к жизни и любви (благо, Фауст предлагает бежать) и одновременно - осознание своей трагической обязанности умереть во искупление.

Последний выбор она делает все же - в пользу искупительной казни. И тем самым - спасает свою душу. Ибо в момент отказа от побега она окончательно принимает всю ответственность на себя - и, значит, с этого момента она полностью свободна от власти Мефистофеля. Фауст - это не просто Человек, но одновременно и Человечество, объемлющее бесчисленное количество таких, как Маргарита. И борьба между небом и адом за душу Фауста - это одновременно и борьба за душу Маргариты. До самого конца идет напряженная борьба за душу Фауста. Но составляющая этого спора - и спор о душе Маргариты. Ведь, в конечном счете, так же как сумма определяется слагаемыми, сущность Человека вообще определяется судьбами миллионов и миллиардов конкретных людей - равно как и, напротив, спор о Человеке вообще есть одновременно и спор о каждом конкретном человеке… В финале первой части спор о душе Маргариты достигает кульминационного момента:

* МЕФИСТОФЕЛЬ Она осуждена на муки!
* ГОЛОС СВЫШЕ Спасена!
* Это - первое предупреждение Мефистофелю.

Космогонический мир «Фауста», безусловно, на каком-то субстратном срезе отразился на дальнейшем развитии мировой культуры. Трудно говорить о непосредственном влиянии, однако многие элементы космогонического мира трагедии «Фауст» мы можем встретить в таких совершенно различных даже по времени написания произведениях, как «Анатэма» Леонида Андреева, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова.

Человеческие пороки вечны, но теперь все, что совершалось черного, преступного, злодейского, совершалось свободными людьми на основе их свободного выбора. И человек начинал понимать, что, выходит, его собственная природа значительно более несовершенна, нежели могли предположить просветители XVIII века. И вот в европейскую романтическую литературу начала XIX века властно входит образ романтического злодея. Каждое новое поколение с неизбежностью отталкивается от культурного наследия, созданного отцами, - отталкивается в том смысле, что одновременно и опирается на него, и отрицает его.

Без этого невозможно развитие. В какой-то момент просветительская концепция человеческой природы обнаружила свою ограниченность - надежды, которые возлагались просветителями на «освобожденного» человека, не сбылись, и вот в литературу вошел «романтический злодей».

Пройдут еще десятилетия - и пересмотру будет подвергнут сам подход к человеку как к носителю непременно либо абсолютного Добра, либо абсолютного Зла, либо хотя бы и как к полю битвы между абсолютным Добром и абсолютным Злом. В литературу войдет уже реальный человек, а литература в свою очередь возьмет на себя в какой-то мере роль науки, изучающей реальную человеческую природу. Наиболее ярко проявит себя такой подход в литературном направлении, условно называемом натурализмом.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Гете И.

Жизнь действие и гибель Фауста | Сочинение по литературе
Рафаэль Врубеля - циник, самоуверенный делец который ни во что не верит (сцены разговора с учеником), злой обманщик, азартный игрок в композиции полета. Образ Фауста на панно благородный,

"Я дух, всегда привыкший отрицать" (по трагедии Гете "Фауст") | Сочинение по литературе
Я отрицаю все — ив этом суть моя... Короче, все, что злом ваш брат зовет, — Стремленье разрушать, дела и мысли злые, Вот это все — моя стихия. Гете «Фауст» Путь к

Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете | Сочинение по литературе
Гете - один из величайших просветителей. Тонкий поэт-лирик, драматург, романист, мыслитель, ученый и государственный деятель, который занимал пост министра, - так щедро одарила природа

Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста | Сочинение по литературе
Основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель и ученый, Иоганн Вольфганг Гете в истории мировой культуры оставил свой след, прежде всего как поэт. Творчество Гете отразило важнейшие

Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи | Сочинение по литературе
Завершившийся Великой французской революцией XVIII век развивался под знаком сомнения, разрушения, отрицания и страстной веры в победу разума над суевериями и предрассудками, цивилизации над

Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» | Сочинение по литературе
Читавшие «Фауста» в завершенном виде знают, что после беседы Фауст вернулся к горестным мыслям, чуть не покончил самоубийством, но потом решил жить; он отправляется на прогулку за город и

Противостояние Фауста и Рафаэля | Сочинение по литературе
Сочинение по трагедии И. Гете «Фауст». В основу произведения «Фауст» положена народная книжка о Фаусте, которая появилась в XVI столетии. К этому сюжету неоднократно обращались и раньше (Марло,

Фауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасного | Сочинение по литературе
Сочинение по произведению «Фауст». «Фауст» - один из главнейших произведений не только немецкого философа Гете. «Фауст» есть один из важнейших произведений мировой литературы. Проблема этого

Знакомство Гете с Фаустом и Рафаэлем | Сочинение по литературе
Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фауста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека,

Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» | Сочинение по литературе
Школьное сочинение на тему Иоганн Вольфганг Гёте и его «Фауст». Начать разговор с «Фауста» Гёте означает начать его с конца XVIII- начала XIX в., т. е. с эпохи, главным событием которой явилась

Фото Гете И.

 Изменить 
Гете И.

Гете И. - Биография

    ГЁТЕ, ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН (Goethe, Johann Wolfgang von) (1749–1832), крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы. Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
    Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
    В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
    В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Gtz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения. Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция. Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768). По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Rmische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Mrchen). Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-stlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprche in Prosa, Sprche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста. Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
 Изменить