Сочинения по литературе

Образ лесной колдуньи Олеси в одноименной повести Куприна

0
Повесть «Олеся» А. И. Куприна — одно из лучших произведений писателя. В ней, как и во многих его произведениях, воспевается чистая, непорочная, великодушная любовь.
Олеся — не просто очень красивая девушка: «Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать». Дальше А. И. Куприн говорит о «больших, блестящих, темных глазах», о смугло-розовой коже, однако главным остается это впечатление необычности. Мы понимаем, что Олеся резко отличается от окружающих ее людей, что это необычная и незаурядная натура.

Это впечатление подтверждается в дальнейшем. «Цельная, свободная, самобытная натура », — вот как думаете ней Иван Тимофеевич. Выросшая в лесу, необразованная девушка оказывается по-настоящему умной, рассуждает здраво и своеобычно. Долгие разговоры ведет она с Иваном Тимофеевичем, и темы этих разговоров свидетельствуют о богатстве ее духовного мира, она расспрашивает его обо всем, что ее волнует. Многое ей кажется необычным, удивительным, неправдоподобным, однако она пытается понять и принять чужую точку зрения, чуждую ей систему ценностей. Это очень удивляет Ивана Тимофеевича: Вот ты выросла в лесу, ничего не видевши. Читать ты, конечно, тоже много не могла… А между тем ты так хорошо говоришь, не хуже настоящей барышни». Разум Олеси — разум естественного человека, живущего в единении с природой.

Любовь Олеси так же естественна и цельна, как она сама. Эта любовь основана на понимании любимого человека, на осознании всех его недостатков. Она знает, что Иван Тимофеевич «добрый, но слабый», что тот, кто будет его любить, будет несчастен. Она понимала, что любовь ее обречена, но, несмотря на это, любила Ивана Тимофеевича всей своей пылкой душой так, как только способна любить женщина. Ее любовь не может не вызывать восхищения, потому что Олеся ради любимого человека была готова на все, на любую жертву. Только ради того, чтобы доставить удовольствие Ивану Тимофеевичу, она идет в церковь, хотя и понимает, что это закончится для нее трагически.

Судьба Олеси трагична потому, что она резко отличалась от своей социальной среды. Она совершенно не походила на перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира. Именно это породило ненависть к Олесе черствых, ограниченных людей. Такие люди всегда стремятся уничтожить то, чего они не понимают. Поэтому Олеся вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса.

Повесть «Олеся» — это гимн прекрасному, первозданному чувству любви и олицетворение самого прекрасного и дорогого, что может быть в жизни любого из нас. А. И. Куприн создал в этом произведении чистый, цельный образ женщины, овеянный поэзией, органически связанный с природой, романтический и незабываемый.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Куприн А.И.

Женский образ в рассказе А. Куприна Олеся” | Сочинение по литературе
Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, любящих, мужественных и самоотверженных. Русская женщина с ее удивительным внутренним миром всегда

Чистый свет высокой нравственной идеи в русской литературе | Сочинение по литературе
В творчестве А. И. Куприна тема любви нашла воплощение во множестве человеческих судеб и переживаний. Далеко не одним интересом и психологическим процессом рожден этот богатый мир. Любовь в

«Олеся» Куприн - Гимн возвышенному, первозданному чувству любви | Сочинение по литературе
Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений - это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести

Реализм в творчестве А. И. Куприна | Сочинение по литературе
А. И. Куприна принято считать писателем-реалистом. Действительно, он всегда изображал в своих произведениях жизнь такой, какой ее можно видеть каждый день, стоит только пройтись по улицам,

Гимн возвышенному первозданному чувству любви(по повести Куприна "Олеся") | Сочинение по литературе
Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметила для себя основную тему его произведений это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести

Колдовство обреченной любви (А.И. Куприн «Олеся») | Сочинение по литературе
Произведениям замечательного писателя А. И. Куприна су-ждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть?

Образ героя рассказчика и способы его создания в повести "Олеся" | Сочинение по литературе
Александр Иванович Куприн – писатель, особой чертой которого является реалистичное описание действительности. Он мастерски передает характеры, образы персонажей, среду, которая их окружает через

Художественное своеобразие одного из произведений А.И.Куприна ("Олеся") | Сочинение по литературе
Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть?

По повести А. И. Куприна "Олеся" | Сочинение по литературе
«Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…» И.А. Бунин. ( По рассказу А. И. Куприна «Олеся»). Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на «стыке времён»,

Как вы понимаете выражение "талант человечности" | Сочинение по литературе
Как вы понимаете выражение "талант человечности"? Какие герои Куприна наделены этим талантом? Каждый человек имеет свой талант: кто-то имеет прекрасный голос, кто-то может

Фото Куприн А.И.

 Изменить 
Куприн А.И.

Куприн А.И. - Биография

    Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) — русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть "Молох" (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть "Поединок" (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть "Яма" (1909 — 15) — о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах "Олеся" (1898), "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911). Циклы очерков ("Листригоны", 1907 — 11). В 1919 — 37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман "Юнкера" (1928 — 32).
    Большой энциклопедический словарь, М.-СПб., 1998
    Биография
    Куприн Александр Иванович (1870), прозаик.
    Родился 26 августа (7 сентября н.с.) в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус.
    После окончания учения продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 — 90). Впоследствии опишет свою "военную юность" в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом".
    Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет,— рассказ "Последний дебют" (1889).
    В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия. В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения. Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века. После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться. В августе 1938 Куприн умер в Ленинграде от рака
 Изменить