Сочинения по литературе

Тема Родины в творчестве Н.М.Рубцова

0
    Николай Рубцов — поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией — непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы Родины, России, темы жизни и смерти, любви и отчаянья, тогдашний голос Рубцова тонул в окружающих его голосах. И это — закономерность.
    Творения Пушкина и Тютчева, Лермонтова и Некрасова, Фета и Полонского, Блока и Есенина были для Николая Рубцова и его собратьев не “литературными фактами”, но именно глубочайшими воплощениями духовной жизни русского народа и русского человека, — а значит, прообразами их собственной духовной жизни. Они никак не отделяли поэзию от жизни в ее сущностной основе — и потому были свободными от какой-либо литературщины.
    Многие из критиков, также собратьев моих по перу, рассуждая при случае о поэтической судьбе Николая Рубцова, сразу же причисляют его чуть ли не к апологетам Есенина. Наивная несправедливость, преодолимая близорукостью. Рубцов жил в свое время, Есенин — в свое. То, что ощутил другой, каким бы провидцем последний не оказался. Чувства — индивидуальны. Можно исповедовать одни и те же идеи, устремления, мысли, но восторгаться или страдать, возгораться и гаснуть каждый обречен самостоятельно. И здесь нужно четко отделить одно понятие от другого: понятие школы и поэтической судьбы, глубиной сути поэта, что всегда первозданна:
    Тихая моя родина!
    Ивы, река, соловьи...
    Мать моя здесь похоронена
    В детские годы мои...

    Эта музыка, интонация слов — выстрадана.Так писать мог только один человек, а именно — Николай Рубцов. Это его кровные слова, его естественное состояние души. До конца,
    До тихого креста
    Пусть душа останется чиста!
    Россия, Русь! Храни себя, храни!
    Смотри, опять в леса твои и долы
    Со всех сторон нагрянули они,
    Иных времен татары и монголы.
    Так писать мог только истинный поэт, живший болью своей эпохи, патриот земли родной в самом высоком смысле этого слова, потому что мысль “храни” перерастает здесь рамки личного и даже — отчего. Сохраняя любовь и память к своему изначальному, к родимой деревеньке, городу, речке детства, мы тем самым сохраняем любовь к Отчизне и даже больше — ко всему живому на земле.
    Поэзия Николая Рубцова помимо эмоционального несет в себе мощный нравственный заряд, иными словами — она, его поэзия, способна не только воспитывать в человеке чувства добрые, но и формировать более сложные духовные начала.
    Поэзия Рубцова — не “тихая”, не камерная, не подходит она под определение “деревенской” поэзии. Она просто — поэзия. Поэзия Николая Рубцова. И спасибо ему от нас запоздалое за красоту и пронзительность этой поэзии, спасибо ему за любовь его земную, неопалимую.
    Мы рассмотрели вопрос, как тема Родины была отражена в поэзии Рубцова. И на основе всего написанного можно сделать вывод, что тема родины, отраженная в особенности в стихах, зависела прежде всего от душевного состояния поэта, от его мировосприятия и от окружающей обстановки, то есть от той эпохи, в которой жил поэт.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Рубцов Н.М.

Основные темы и мотивы лирики Н.М. Рубцова | Сочинение по литературе
Самые сокровенные моменты жизни Н.М. Рубцова связаны с написанием стихов. Лейтмотив его произведений: «из души живые звуки в стройный просятся мотив». Талант этого поэта не смогли заглушить ни

Рецензия на сборник стихотворений Н. М. Рубцова «Подорожник» | Сочинение по литературе
За свою недолгую — в тридцать пять лет — жизнь Николай Рубцов успел оставить заметный след в душе читателя как поэт, влюбленный в свою Отчизну, и гражданин. С появлением его первого сборника

О поэзии Н.М.Рубцова | Сочинение по литературе
Николай Рубцов. Любовь, нежность к своей Родине, маленькой и большой, бесконечная, страстная, — вот, что отличает его: С каждой избою и тучею, С громом, готовым упасть,

Мотивы русской деревни в современной литературе (по творчеству Н. Рубцова) | Сочинение по литературе
Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая, Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов. Поэт Николай Рубцов одним из первых в

Жизнь и судьба Николая Рубцова | Сочинение по литературе
Стукну по карману — не звенит. Стукну по другому — не слыхать... И.Рубцов Что же это за беда такая у нас на Руси — как талантливый человек, так обязательно пьяница! Если бы

Тема Родины в творчестве Н.М.Рубцова | Сочинение по литературе
Николай Рубцов — поэт долгожданный. Блок и Есенин были последними, кто очаровывал мир поэзией — непридуманной, органической. Голос Рубцова, еще не нашедшего своей, корневой, драматической темы

Анализ стихотворения Рубцова «Звезда полей» | Сочинение по литературе
Н.М. Рубцов родился 3 января 1936 года в поселке Елецк Архангельской области. Литературное признание и широкая известность пришли к нему после того, как издательство «Советский писатель» выпустило в

Тема дружбы в творчестве Н. Рубцова | Сочинение по литературе
Читая Николая Рубцова, невольно удивляешься таланту и самобытности его поэзии. Читаешь и удивляешься: как послушны поэту слова, как естественно складываются они в строчки, а строчки плавно переходят

Анализ стихотворения Рубцова «Русский огонёк» | Сочинение по литературе
Стихотворение «Русский огонёк» Николай Михайлович Рубцов написал после военной службы. Тогда он по-настоящему проникся искренней любовью к Родине, так как сам вырос без родителей, в детском доме.

Размышления о творчестве Николая Рубцова (1936-1971). | Сочинение по литературе
Николай Михайлович Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области, расположенном на берегу Северной Двины. Ему было пять лет, когда началась Великая Отечественная война. Н. Рубцов оказался в

Фото Рубцов Н.М.

 Изменить 
Рубцов Н.М.

Рубцов Н.М. - Биография

    РУБЦОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1936–1971), русский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.
    Печатался с 1962. Опубликовал сборники Лирика (1965), Звезда полей (1967), Душа хранит (1969), Сосен шум (1970), Зеленые цветы (1971). Посмертно издан его последний сборник Подорожники (1976). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В.Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И.Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А.Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» – стих. Подорожники), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и Фета /Продолжить книгою Рубцова» – стихотворение Я переписывать не стану). Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» – стихотворение Ночью на родине). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. (Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Прощальное («Печальная Вологда дремлет…»), Тихая моя родина, Осенние этюды («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), Вечернее происшествие («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др. В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова – не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения Видение на холме, О Московском Кремле и др.), встают образы А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и Ф.М.Достоевского, А.А.Фета и С.А.Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, Последняя осень – о Есенине, Сергей Есенин, Последняя ночь – о Д.Б.Кедрине, и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. Поэт занимался также художественными переводами. Умер Рубцов в Вологде 19 января 1971.
 Изменить