Сочинения по литературе

"Черный маг" или "Копыто инженера"

Свою главную книгу,называвшуюся тогда "Черный маг" или "Копыто инженера",
Булгаков задумал и стал писать , по-видимому,зимой 1929-1930 годов.Последние
вставки в роман он диктовал своей жене в феврвле 1940 года,за три недели до
смерти. Он писал "Мастера и Маргариту" в общей сложности более 10 лет.
Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами,инсценировками,
либретто,но этот роман был книгой,с которой он не в силах был расстаться,-
роман-судьба,роман-завещание.Роман вобрал в себя почти все из написанных
Булгаковым произведений: московский быт,запечатленный в очерках "Накануне",
сатирическая фантастика и мистика,опробованная в повестях 20-х годов,
мотивы рыцарской чести и неспокойной совести в романе "Белая гвардия",
драматическая тема судьбы гонимого художника,развернутая в "Мольере",пьесе
о Пушкине и Театральном романе...К тому же картина жизни незнакомого
восточного города,запечатленного в "Беге",готовила описание Ершалаима.
А сам способ перемещения во времени назад-к первому веку истории
христианства и вперед-к утопической грезе "покоя" напоминал о сюжетах
"Блаженства" и "Ивана Васильевича"...

О романе Булгакова исследователями разных стран написанно очень много
литературы и еще,наверное,немало будет написанно.Среди трактовавших книгу
есть и такие,что склонны были читать ее как зашифрованный политический
трактат: в фигуре Воланда пытались угадать Сталина и даже его свиту распи-
сывали по конкретным политическим ролям-в Азазелло,Коровьеве пытались
угадать Троцкого,Зиновьева и.т.п. Трудно представить себе что-либо более
плоское,одномерное,далекое от природы искусства,чем такая трактовка
булгаковского романа.
Иные истолкователи романа увидели в нем аппологию дьявола,любование
мрачной силой,какое-то особое,едва ли не болезненное пристрастие автора
к темным стихиям бытия.При этом они досадовали на безрелигиозность автора,
его нетвердость в догматах православия,позволившую ему сочинить сомнитель-
ное "Евангелие от Воланда".Другие же ,вполне атеистически настроенные,
упрекали писателя в "черной романтике" поражения,капитуляции перед миром
зла.
В самом деле, Булгаков называл себя "мистическим писателем" ,но мистика эта
не помрачала рассудок и не запугивала читателя.Воланд и его свита совершали
в романе небезобидные и часто мстительные чудеса,как волшебники в доброй
сказке: с ними,в сущности,были шапка-невидимка,ковер-самолет и
меч-кладенец,меч карающий.

Одной из главных мишеней очистительной работы Воланда становится самодово-
льство рассудка,в особенности рассудка атеистического,сметающего с пути
зводно с верой в бога всю область загадочного и таинственного.С наслаждением
отдаваясь вольной фантазии,расписывая фокусы,шутки и перелеты Азазелло,
Коровьева и кота,любуясь мрачным могуществом Воланда,автор посмеивается
над уверенностью ,что все формы жизни можно расчислить и спланировать,а
процветание и счастье людей ничего не стоит устроить-стоит только захотеть.
Сохраняя доверие к идее Великой Эволюции,Булгаков сомневается в возможности
штурмом обеспечить равномерный и однонаправленный прогресс.Его мистика
обнажает трещину в рационализме.Он осмеивает самодавольную кричливость
рассудка ,уверенного в том ,что,освободившись от суеверий,он создаст точный
чертеж будущего,рациональное устройство всех человеческих отношений и
гармонию в душе самого человека.Здравомыслящие литературные сановники
вроде Берлиоза,давно расставшись с верой в бога ,не верят даже в то,что им
способен помешать ,поставить подножку его величество случай.Несчастный
Берлиоз,точно знавший ,что будет делать вечером на заседании Массолита,
всего через несколько минут гибнет под колесами трамвая.
Так и Понтий Пилат в "евангельских главах" романа кажется себе и людям
человеком могущественным.Но проницательность Иешуа поражает прокуратора
не меньше,чем собеседников Воланда странные речи иностранца на скамейке
у Патриарших прудов.Самодовольство римского наместника ,его земное право
распоряжаться жизнью и смертью других людей впервые поставленно под
сомнение.Пилат решает судьбу Иешуа .Но по существу Иешуа -свободен,а он,
Пилат,отныне пленик,заложник собственной совести.И этот двухтысячелетний
плен-наказание временному и мнимому могуществу.
В противоположность калейдоскопу мистики и чудес в главах о современной
Москве ,сцены в Ершалаиме абсолютно реальны.В утреннем и предвечернем
освещении очертания людей и предметов точны и четки,будто смотришь на них
сквозь идеально прозрачное стекло.

История Иешуа Га-Ноцари лишь в самом начальном варианте романа имела
одного рассказчика-дьявола.Поошеряемый недоверием собеседников на
скамейке ,Воланд начинает рассказ как очевидец того,что случилось две тысячи
лет назад в Ершалаиме.Кому,как не ему,знать все:это он незримо стоял за
плечом Пилата,когда тот решал судьбу Иешуа.Но рассказ Воланда был
продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке.А дальше
эстафета передается Маргарите ,читающей по спасенным тетрадям фрагменты
романа Мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки зрения,а картина одна,
хоть и запечатленная разными повествователями,но именно оттого трехмерная
по объему.В этом как бы залог неоспоримой достоверности случившегося.
Один из ярких парадоксов романа заключается в том,что ,изрядно






набедокурив в Москве ,шайка Воланда в то же время возвращала к жизни
порядочность,честность и жестоко наказывала зло и неправду,служа как бы
тем самым утверждению тысячелетних нравственных заповедей.Воланд
разрушает рутину и несет наказание пошлякам и приспособленцам.И если еще
его свита предстает в личине мелких бесов,неравнодушных к поджогам,
разрушению и пакостничеству,то сам мессир неизменно сохраняет некоторую
величавость.Он наблюдает булгаковскую Москву как исследователь,ставящий
научный опыт,словно он и впрямь послан в командировку от небесной
канцелярии.В начале книги,дурача Берлиоза,он утверждает,что прибыл в Москву
для изучения рукописей Герберта Аврилакского,-ему идет роль ученого,
экспериментатора,мага.А полномочия его велики: он обладает привелегией
наказующего деяния,что никак не с руки высшему созерцательному добру.К
услугам такого Воланда легче прибегнуть и отчаявшейся в справедливости
Маргарите."Конечно,когда люди совершенно ограбленны,как мы с тобой-делится
она с Мастером,-они ищут спасения у потусторонней силы".
Булгаковская Маргарита в зеркально-перевернутом виде варьирует историю
Фауста.Фауст продавал душу дьяволу ради страсти к познанию и предавал
люблвь Маргариты.В романе Маргарита готова на сделку с Воландом и
становится ведьмой ради любви и верности Мастеру.

Мысль о пеображении ,перевоплощении всегда волновала Булгакова.На
низшей ступени -это преображение внешнее.Но способность к смене облика
на другом этаже замысла перерастает в идею внутреннего пеображения.
В романе свой путь душевного обновления проходит Иван Бездомный и в
результате заодно с прошлой биографией теряет свое искусственное и временное
имя.Только недавно в споре с сомнительным иностранцем Бездомный,вторя
Берлиозу,осмеивал возможность существования Христа,и вот уже он ,в бесплод-
ной погоне за Воландовской шайкой ,оказывается на берегу Москва-реки и
как бы совершает крещение в ее купели.С бумажной иконкой ,приколотой на
груди ,и в нижнем белье является он в ресторан Массолита,изображенный
подобием вавилонского встрепа-с буйством плоти,игрой тщеславия и яростным
весельем.

В новом облике Иван выглядит сумашедшим,но в дествительности это путь к
выздоровлению, потому что,лишь попав в клинику Стравинского,герой понимает,
что писать скверные антирелигиозные агитики-грех перед истиной и поэзией.
Берлиозу за его неверие в чудеса отрезали голову,а Иван ,повредившись
головой,потеряв рассудок,как бы обретает его,прозрев духовно.Одно из
проявлений душевного выздоровления-отказ от претензии на всезнание и
всепонимание.зии на всезнание и
всепонимание.В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед
нами в облике скромного ученого,будто за одно с фамилией изменилось и
все его духовное существо.
Перевоплощение отметит и фигуру Мастера, и Маргариты.У Булгакова она уже
совсем явно склонна к перевоплощению,миграции души-в духе ли новой
антропософии или платоновского переселения душ.Есть в ней отсвет
Маргариты Навррской-московской прапрапраправнучкой "Королевы Марго"
называет ее Коровьев.Но ведь Маргарите суждено еще обернуться ведьмой и,
совершив свой опасный и мстительный полет над Арбатом,оказаться на балу
у сатаны.
Притягивает к себе загадка слов ,определивших посмертную судьбу Мастера:
"Он не заслужил света,он заслужил покой".Учитель Левия Матвея не хочет
взать Мастера "к себе,в свет",и это место романа не зря стало местом
преткновения для критики,потому что,по-видимому,именно в нем заключено
собственно авторское отношение к вере и к идее бессмертия.
Выбирая посмертную судьбу Мастеру ,Булгаков выбирал судьбу себе.За
недоступностью для Мастера райского "света" ("не заслужил") ,решение его
загробных дел порученно Воланду.Но сатана распоряжается адом,а там,как
известно,покоя не жди.

О бессмертии,как о долговечной сохранности души,"убегающей тленья",в
творении искусства,как о перенесении себя в чью-то душу с возможностью
стать ее частицей ,думал Булгаков,сочиняя свою главную книгу.
Его волновала и судьба наследования идей-преданным Левием Матвеем или
прозревшим Иваном Бездомным.Научный сотрудник института истории и
философии Иван Николаевич Понырев как ученик ,увы,не более даровит,чем
не расстающийся с козьим пергаментом Левий Матвей.
Иван Бездомный обретает нравственное сознание как наследный дар
русской интелелигенции,к которой принадлежали Чехов и Булгаков.Вместе со
своей клетчатой кепкой и ковбойкой он оставляет на берегу Москва-реки былую
самоуверенность.Теперь он полон вопросов к себе и миру,готов удивляться и
узнавать.

"Вы о нем... продолжение напишите",говорит ,прощаясь с Иваном,Мастер.Не
надо ждать от него духовного подвига,продолжения великого творения.Он
сохраняет доброе здравомыслие-и только.И лишь одно видение ,посещающее
его в полнолуние,беспокоит его временами:казнь на Лысой горе и безнадежные
уговоры Пилата ,чтобы Иешуа подтвердил ,что казни не было...
Бесконечно длящаяся мука совести.Ее никогда не будет знать Мастер,
проживший жизнь скорбную,но достойную человека.

Ещё Булгаков М.А.

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Добро и зло... На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные

Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Революция 1917 года и гражданская война стали очень значимыми событиями в истории и судьбе России и русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и эти перемены сопровождались кровью,

«Булгаков ... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г.Паустовский) | Сочинение по литературе
Время - неподкупный судья, оно отводит каждому писателю свое заслуженное место. Сегодня том Михаила Афанасьевича Булгакова, стоящий на книжной полке, свидетельствует о хорошем вкусе читателя. Но так

Анализ главы "Бал у сатаны" | Сочинение по литературе
Предсмертный роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» насыщен потусторонними силами, которые играют в тексте сразу несколько ролей. Очень важное место в изображении этих сил занимает картина бала у

Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых является и «Собачье сердце» (1925), формировалась

Вечные вопросы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного

Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст») | Сочинение по литературе
Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это

Мои впечатления после прочтения романа | Сочинение по литературе
Мо впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и

Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение по литературе
Не думаю, что в русской литературе есть еще один роман, настолько популярный, как «Мастер и Маргарита». Практически каждый, кто читал этот роман, называет его одним из своих любимых произведений. И

Образ дома и города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий

Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.