Сочинения по литературе

Завещенная потомкам поэзия

0
    Откройся, мысль!
    Стань музыкою, слово,
    Ударь в сердца,
    Чтоб мир торжествовал!
    Н. Заболоцкий
    В творческую пору жизни Николай Заболоцкий вступил уже после революции. С молодых лет он взыскательно относился к своим произведениям и их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. Заболоцкого отличает упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, развитие собственной концепции мироздания.
    Период ученичества и подражаний кончился для него в 1926 году, когда поэту удалось найти свой собственный поэтический метод. Основная тема его стихотворений 1926-28 годов — зарисовки городской жизни, вобравшей в себя все контрасты и противоречия того времени.

    О мир, свернись одним кварталом,
    Одной разбитой мостовой,
    Одним проплеванным амбаром,
    Одной мышиною норой,
    Но будь к оружию готов:
    Целует девку — Иванов!

    Поэт убежден в пагубности ухода жителей города от их естественного существования в согласии с природой, отсюда сатирическое изображение пошлости и духовной ограниченности обывателя ( “Вечерний бар”, “Новый быт”, “Ивановы”, “Свадьба” и др.)
    Определеннное влияние на своеобразную поэтическую манеру Заболоцкого оказало его увлечение живописью Филонова, Шагала, Брейгеля, с одной стороны, и с другой, его участие в литературном содружестве, называемом Объединением реального искусства. Среди обернутое в те годы были Д. Хармс, А. Введенский, К. Вагинов.
    Первая книжка Заболоцкого “Столбцы” имела шумный успех. Автора заметили и поддержали Маршак, Тихонов, Тынянов. Но вот дальнейшая литературная судьба поэта оказалась сложной, критики очень враждебно относились к творчеству поэта. После публикации поэмы “Торжество земледелия” в 1933 году травля Заболоцкого усилилась. Он получил клеймо поборника формализма и апологета чуждой идеологии. Его перестали печатать. Но Заболоцкий выбрал жизненным принципом веру и упорство. Средства к существованию ему давала работа в детской литературе. Наиболее известен его перевод “Витязя в тигровой шкуре” Ш.Руставели. Ему принадлежит так же переложение книги Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” и романа де Костера “Тиль Уленшпигель”.
    В своем творчестве Заболоцкий все более сосредотачивался на философской лирике. Он увлекался поэзией Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Гете, Хлебникова, читал труды Энгельса, Вернадского, Григория Сковороды... В 30-х годах он познакомился с работами великого Циолковского. В письме к ученому он писал: “...Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их”.
    У поэта сложилась своя натурфилософская система. В ее основе — представление о мироздании как единой системе, объединяющей живые и неживые формы материи, о их взаимодействии и взаимопревращении. Развитие идет от первобытного хаоса к гармонии всех элементов. И основную роль здесь играет сознание человека. Именно человек призван взять на себя заботу о преобразовании природы. Заболоцкий хорошо помнил слова Хлебникова: “Я вижу конские свободы и равноправие коров”. В поэме “Торжество земледелия” беседуют люди, беседуют и животные:

    Смутные тела животных
    Сидели, наполняя хлев,
    И разговор вели свободный,
    Душой природы овладев.

    Поэт ратует за то, чтобы социальная справедливость распространялась на отношения человека к животным и всей природе. В его стихах и поэмах 30-х годов и растения, и деревья, и птицы, и животные одушевлены, они имеют свой голос и ведут разговор о смысле бытия на Земле, о месте человека в природе.
    Как необыкновенно описание природы в стихотворении “Ночной сад”. Перед нами лес длинных труб, приют виолончелей. Стихотворение звучит как музыка ночная, тихая и печальная, а днем в ней слышится шум осеннего ветра, срывающего листья; гром выстрелов охотника, в которого превращается обычный месяц август. “Железный Август в длинных сапогах”. И снова — ночь. Сад уснул. Все затихло. Только вдруг в небе вспыхнул “мгновенный пламень звездного осколка”. Эта вспышка напоминает, что жизнь не уснула. Наступит утро, и все живое проснется... Читая это стихотворение, задумываешься, как сложно устроен мир: в природе, такой прекрасной, живет тревога, идет великая борьба, идет смена дня и ночи, времен года.
    Жизнь идет, и постепенно положение Заболоцкого в литературе укрепляется. В 1937 году выходит сборник стихов “Вторая книга”. На рабочем столе поэта лежат начатое поэтическое переложение “Слова о полку Игоре-ве”, переводы с грузинского, свои новые стихи. Но наступившее благополучие оказалось обманчивым. В марте 1938 года Н.А.Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы, семьи и свободного человеческого существования.
    Только в 1946 году Заболоцкий был восстановлен в Союзе писателей и получил разрешение жить в столице. Начался новый, московский период его творчества. Он вернулся к своим литературным замыслам. В стихах Заболоцкий размышляет о нравственных связях человека и природы, над внутренним миром человека.

    Два мира есть у человека:
    Один, который нас творил,
    Другой, который мы от века
    Творим по мере наших сил.

    Поэт утверждает созидание, творчество, искусство. В его творчестве появляются образы, выражающие состояние человека и природы одновременно. Человек наделяется “приметами” природы, а она, наоборот, “очеловечивается”.

    Я люблю этот сумрак восторга,
    Эту краткую ночь вдохновенья,
    Человеческий шорох травы,
    Вещий холод на темной реке,
    Эту молнию мысли и медленное появленье
    Первых дальних громов -
    Первых слов на родном языке.

    В “Творцах дорог” и других стихотворениях о труде строителей продолжается разговор о человеческих свершениях, начатый еще до 1938 года ( “Север”, “Седов”). Дела современников и свой опыт работы на восточных стройках поэт соизмерял с перспективой создания архитектуры природы.
    Большое значение для Заболоцкого стала иметь красота природы и ее воздействие на внутренний мир человека. Красота как итог и смысл творчества, как утверждение жизни, вечной, многообразной, утверждение чистоты и полноты человеческого бытия:

    Так из темной воды появляется
    В мир светлоокая дева,
    И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
    Травы падают в обморок, и направо бегут, и налево
    Увидавшие небо стада.

    Предощущение творчества описано в стихотворении как слияние человека и природы в одном едином порыве. А “светлоокая дева” напоминает рождение богини красоты и любви Афродиты.

    И, играя громами,
    В белом облаке катится слово,
    И сияющий дождь
    На счастливые рвется цветы.

    Человек — часть природы, но в то же время он творец такой “природы”, какой в самой природе нет. Жизнь человека и природы представляется Заболоцкому цепью превращений. Человек как будто не умирает, он остается жить в природе. Очень проникновенно пишет об этом автор:

    Я не умру, мой друг.
    Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу.
     Многовековый дуб мою живую душу
    Корнями обовьет, печален и суров...

    Поколения сменяются, но их мысли передаются “дальнему потомку”, который “доделает” то, что не завершил предшественник. Жизнь вечна и неистребима, а потому и прекрасна. Об этом “Завещание” Н.Заболоцкого.

    Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
    И, погасив свечу, опять отправлюсь я
     В необозримый мир туманных превращений,
    Когда мильоны новых поколений
    Наполнят этот мир сверканием чудес

    И довершат строение природы, —
    Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
    Пусть приютит меня зеленый этот лес.
    Я не умру, мой друг...

    В лирике московского периода появилась ранее несвойственная Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность. Поэт говорит о связи внутреннего мира человека и его внешности. Так, мне очень нравится стихотворение “О красоте человеческих лиц”. Лицо человека как “дом”, в котором живет человеческая душа. Дома — разные, и души разные: у кого надменная, у кого жалкая, у кого мрачная, у кого равнодушная. Поэтому мы находим тепло необязательно в большом и пышном “доме”, а иногда и в “маленькой хижинке”, из “окошка” которой струится “дыханье весеннего дня”. И правда, есть люди, от которых всегда идет свет и тепло.

    Есть лица — подобья ликующих песен.
     Из этих, как солнце, сияющих нот
    Составлена песня небесных высот.

    Внимание к человеку выражается в жанрово-сюжетных зарисовках в стихотворениях “Жена”, “Неудачник”, “В кино”, “Некрасивая девочка”, “Старая актриса” и др. Совершенствуется поэтика Заболоцкого. Формулой его творчества стала провозглашенная им триада: мысль — образ — музыка. Вызывает восхищение цикл стихотворений “Последняя любовь”. Безусловно, это вершина поэтического творчества поэта:

    Зацелована, околдована,
    С ветром в поле когда-то обвенчана,
     Вся ты словно в оковы закована,
    Драгоценная моя женщина!

    Создавая “другой мир”, мир искусства, Заболоцкий духовно обогащает читателя-современника, заставляя его внимательнее вглядываться в себя самого и в тайны бытия, постигать их, ценить все живое.
    В 1957 году вышел четвертый, наиболее полный прижизненный сборник стихов Заболоцкого. Прочитав эту книжку, авторитетный ценитель поэзии Корней Иванович Чуковский написал Николаю Алексеевичу восторженные слова, столь важные для неизбалованного критикой поэта: “Пишу вам с той почтительной робостью, с какой писал бы Тютчеву или Державину. Для меня нет никакого сомнения, что автор — подлинно великий поэт, творчеством которого рано или поздно советской культуре придется гордиться, как одним из высочайших своих достижений”.
    Предсказание Чуковского сбылось. Сейчас поэзия Заболоцкого широко издается, она переведена на многие иностранные языки, о ней пишут диссертации и монографии.
    За несколько дней до смерти Николай Алексеевич написал литературное завещание, в котором точно указал, что должно войти в его итоговое собрание, структуру и название книги. В едином томе объединил он смелые, гротескные стихотворения 20-х годов и ясные, классические произведения более позднего периода, тем самым признав цельность своего пути. Поэт в итоге создал книгу, продолжившую традицию русской философской лирики. И я думаю, визиткой поэзии Николая Заболоцкого стали строки

    ...что есть красота
    И почему ее обожествляют люди?
    Сосуд она, в котором пустота,
     Или огонь, мерцающий в сосуде.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Заболоцкий Н.А.

Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого (анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса») | Сочинение по литературе
Творчество Н. Заблоцкого многогранно. Это поэт – мыслитель. Его интересуют философские, вечные вопросы, среди которых особое место занимает тема человеческой красоты, как внутренней, так и

Мир природы в лирике Н. Заболоцкого | Сочинение по литературе
Н. Заболоцкий писал свои стихи в то время, когда человек активно вмешивался в законы природы, считал себя её повелителем. Современникам поэта казалось, что для человеческого разума нет ничего

Поэзия Н. Заболоцкого | Сочинение по литературе
Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий пришел в поэзию

Николай Алексеевич Заболоцкий | Сочинение по литературе
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЗАБОЛОЦКИЙ, поэт, прозаик, переводчик. Родился в 1903 году в Казани в семье агронома. В 1910 г. семья переехала в село Сернур Уржумского уезда, Вятской губернии, там окончил

Анализ стихотворений Н. Заболоцкого «Журавли», «Лебедь в зоопарке» | Сочинение по литературе
Тема природы в творчестве Н. Заболоцкого занимает важное место. Часто, обращаясь к этой, традиционной для русской классической поэзии, теме, автор решает моральные, философские вопросы.

Философская лирика Н. Заболоцкого (рецензия) | Сочинение по литературе
Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь — это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, толкование, оценка) | Сочинение по литературе
Стихотворение «О красоте человеческих лиц» написано в 1955-м году. Главная тема заявлена уже в названии. Автор с любовью описывает каждое выражение лица, что говорит о его человечности и житейской

Стихотворение Н.А.Заболоцкого "Гроза идет". (Восприятие, истолкование, оценка.) | Сочинение по литературе
Тема грозы часто встречается в творчестве Заболоцкого. Каждый поэт ищет свои аллегории. У Пушкина потомки ассоциируются с молодыми побегами сосен: "Здравствуй, племя младое, незнакомое".

Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Метаморфозы» | Сочинение по литературе
Время великих научных открытий, которое застал Н.Заболоцкий, отразилось в его творчестве. При этом его стихотворения не утратили своей поэтичности. Думаю, что поэт действительно сказал новое слово в

«Читая стихи» (восприятие, истолкование, оценка) | Сочинение по литературе
Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - живопись, которую слышат. Леонардо да Винчи Русский язык – это язык нашего народа, богатый, гибкий, образный и живописный. Его

Фото Заболоцкий Н.А.

 Изменить 
Заболоцкий Н.А.

Заболоцкий Н.А. - Биография

    ЗАБОЛОЦКИЙ, НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1903–1958), русский поэт, переводчик. Родился 24 апреля (7 мая) 1903 под Казанью. Его дед по отцу, отслужив при Николае I положенные четверть века в солдатах, записался уржумским мещанином и работал объездчиком в лесничестве. Один из двух его сыновей, отец поэта, получил казенную стипендию и выучился на агронома. Женился он поздно и взял в жены городскую учительницу, «сочувствующую революционным идеям». Семья жила в селе Сернуре; сын, первый из шестерых детей, учился вдали от дома, в реальном училище Уржума. По окончании училища в 1920 Заболоцкий отправился в Москву, где поступил одновременно на филологический и медицинский факультеты Московского университета, однако вскоре переехал в Петроград и поступил в педагогический институт. Участвовал в литературном кружке «Мастерская слова», не был отобран в состав пролетарского писательского авангарда, однако нашел общий язык со стихотворцами, считавшими себя «левым флангом» ленинградского отделения Всероссийского союза поэтов (вскоре упраздненного).
    В 1926–1927 Заболоцкий служил в армии, затем получил место в отделе детской книги Госиздата. Руководил отделом С.Маршак, в отделе работали Е.Шварц, Л.Чуковская, Н.Олейников. Отдел выпускал не только книги, но и два детских журнала – «Чиж» и «Еж». К работе были привлечены поэты-единомышленники Заболоцкого – Д.Хармс и А.Введенский, образовалась поэтическая группа со своей программой. В конце 1927 она стала именоваться Объединением Реального искусства (сперва ОБЕРИО, затем ОБЭРИУ), ее приверженцы – обэриутами. Манифест обэриутов появился в начале 1928 в Афишах Дома печати, раздел «Поэзия обэриутов» написал Заболоцкий. В духе тогдашнего культа новаторства было заявлено: «Мы – творцы не только нового поэтического языка, но и создатели нового ощущения жизни и ее предметов». Себя он при этом назвал «поэтом голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя». К этому времени было опубликовано вразброс несколько стихотворений Заболоцкого, более или менее подтверждавших эту декларацию (Вечерний бар, Футбол, Игра в снежки и т.д.). Они прошли незамеченными, зато изданный тиражом 1200 экз. сборник Столбцы (1929), включавший 22 стихотворения, «вызвал в литературе порядочный скандал», как сообщал другу Заболоцкий, добавив: «...и я был причислен к лику нечестивых». Статья в журнале «Печать и революция» (1930, № 4) называлась Система девок, в журнале «Стройка» (1930, № 1) – Распад сознания. Книга оценивалась как «враждебная вылазка», однако прямых распоряжений в отношении Заболоцкого не последовало и ему (при посредстве Н.Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где и было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника (в окончательной, впервые воспроизведенной в издании 1965 редакции раздел Столбцы и поэмы содержит 46 стихотворений).
    Столбцы и примыкающие к ним стихотворения 1926–1932 представляли собой опыты словесной пластики, ориентированной на повседневную бытовую речь и сближавшей поэзию с современной живописью. Натюрморты, жанровые сцены и этюды Столбцов мотивировались «по-обэриутски»: «Посмотрите на предмет голыми глазами и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты... Мы расширяем смысл предмета, слова и действия». Такое «расширение смысла» постепенно отдалило Заболоцкого от других обэриутов и явственно сказалось в поэме Торжество земледелия, написанной в 1929–1930 и полностью напечатанной в журнале «Звезда» в 1933: это была своего рода «мистерия-буфф», прославлявшая коллективизацию как начало вселенского благоустройства. О его полнейшей лояльности свидетельствует стихотворение на смерть Кирова (1934), немыслимое в контексте творчества других обэриутов. При этом в поэме Торжество земледелия, как и в последующих – Безумный волк (1931) и Деревья (1933), сказалось влияние В.Хлебникова. Как и для других поэтов левого толка, Хлебников был для Заболоцкого культовой фигурой, ему была особенно близка устремленность хлебниковской поэтической мысли к сотворению утопии, «учреждению» всемирной гармонии. Подоспело ко времени и знакомство с сочинениями К.Э.Циолковского, в которых Заболоцкий видел подтверждение визионерских мечтаний Хлебникова. Публикация Торжества земледелия повлекла за собой изъятие из обращения номера «Звезды» с текстом поэмы, оценку автора в органе ЦК ВКП(б) «Правда» (в статье В.Ермилова Юродствующая поэзия и поэзия миллионов) и шельмование в других периодических изданиях. Подготовленную к печати книгу Стихотворения 1926–1932 издать не удалось; попытка издать стихотворения и поэмы 1926–1936 оказалась тщетной. Семнадцать новых стихотворений Заболоцкого, большей частью опубликованных в газете «Известия» и максимально приближенных к среднему уровню советской интеллигентской («умствующей») поэзии 1930-х годов, составили сборник Вторая книга (1937), который, по-видимому, должен был свидетельствовать о полной «перековке» автора Столбцов и Торжества земледелия. Заболочкий выпустил также переводы-пересказы для детей и юношества Гаргантюа и Пантагрюэля Ф.Рабле, одного из Путешествий Гулливера Дж.Свифта, Тиля Уленшпигеля Ш.де Костера, а также стихотворное переложение поэмы Шота Руставели Витязь в тигровой шкуре. Тем не менее в 1938 он был арестован и осужден как участник вымышленной террористической организации ленинградских писателей. Его «дело», следствие с пытками и лагерные мытарства кратко описаны в его воспоминаниях История моего заключения (журнал «Даугава», 1988, № 3). Колымский срок был прерван, и уже в 1943 Заболоцкий получил статус ссыльно-поселенца сперва на Алтае, затем в Казахстане. В 1946 он переехал в Москву, в 1948 опубликовал сборник Стихотворения, в котором превалируют произведения грузинской тематики, среди них – Горийская симфония, акафист Сталину, написанный еще в 1936 и переизданный к семидесятилетию вождя. Заболоцкому было предложено превратить свой пересказ 1930-х годов поэмы Шота Руставели в полный перевод. Как и заказанное ему стихотворное переложение Слова о полку Игореве, это было одной из самых престижных и выгодных переводческих работ советского времени. Никакой лирики лагерно-ссыльного периода не сохранилось, и никаких свидетельств о существовании таковой не имеется; новые стихотворения начинают появляться с 1946. Они представляют собой результат творческой эволюции, определившейся еще в 1934–1937. Заболоцкий использует поэтику жестокого романса; характерна она и для стихотворений трагического звучания (В этой роще березовой, Старая сказка, Воспоминание, Где-то в поле возле Магадана и т.д.). Между тем стихотворение Облетают последние маки содержит прямое и открытое авторское признание: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». И прижизненный сборник Стихотворения (1957), и посмертное Избранное (1960) дают заведомо искаженное представление о лирике Заболоцкого, включая лишь немногим больше половины его произведений 1936–1958 и целиком отсекая стихотворения и поэмы раннего периода, противоречившие благолепному образу советского поэта. Сам Заболоцкий от своего раннего творчества не отрекался и не оставлял надежды на публикацию более или менее полного собрания. Он составил его дважды – в 1952 и 1958; предугадывая обязательные претензии стилистической цензуры, пытался без особого успеха приглаживать тексты 1926–1936, вопреки тогдашней программной «красоте неуклюжести» (Битва слонов, 1931): «Весь мир неуклюжего полон значения!». Впервые поэзия Заболоцкого была представлена читателю с достаточной полнотой в 1965 (Большая серия «Библиотеки поэта»). Ряд ранних стихотворений и поэма Птицы (1933) оставались неопубликованными до 1972. В первоначальном виде Столбцы и поэмы 1930-х годов были заново опубликованы в книге Вешних дней лаборатория (1987). Умер Заболоцкий в Москве 14 октября 1958.
 Изменить