Сочинения по литературе

Стремление к истине и добру в романе М А Булгакова «Мастер и Маргарита»

0
Сегодня роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — одно из самых читаемых произведений. И это не случайно, ведь роман раскрывает перед нами несколько нравственных тем. Главной среди них, на мой взгляд, по-прежнему остается тема борьбы добра и зла. Эти две силы, которые, как считал писатель, должны находиться на земле в равновесии, воплощаются в лицах Иешуа Га-Ноцри и Воланда. По-видимому, Булгаков, чтобы показать существование добра и зла вне времени, поместил Иешуа в начало нового времени, а Воланда — в Москву 30-х годов XX века.
Воланд пришел на землю, чтобы восстановить гармонию там, где она была нарушена в пользу зла, которое включало в себя ложь, глупость, лицемерие. Все это запопонило Москву.
Появление свиты Воланда в Москве отнюдь не случайно. Видимо, автор имел в виду не только причины нравственного противостояния извечных философских понятий — добра и зпа. Роман написан об эпохе 30-х годов прошлого века, одной из самых сложных в истории России.

Свершение Ок-тябрьской революции и построение социализма не были однозначно положительными событиями, у Булгакова, людей творческих они вызывали тысячи вопросов. Осмыслению этих «вечных вопросов» и посвящен роман. Построение новой государственности предполагало отрицание всего старого, сложившихся устоев и нравственной морали общества, пренебрежение к понятиям зла, добра, таланта, правды. Булгаков считал, что общественное развитие любого государства должно иметь фундамент, основывающийся на извечных нравственных ценностях, выработанных не одним поколением людей. Испытание в романе нравственности нового поколения москвичей — это и есть цель появления свиты Воланда. Он так и говорит: «Меня интересует более важный вопрос — изменились ли эти горожане психологически?» Своеобразная инспекторская проверка. И москвичи не выдерживают ее.

Мы видим, что автор даже делает акцент на одни и те же вещи. Воланд по виду лет сорока, а Иешуа — двадцати семи. Под левым глазом у человека (Иешуа) был большой синяк, а у Воланда правый глаз черный, левый— зеленый. Воланд был в дорогом сером костюме, Иешуа одет в старенький и разорванный голубой хитон. Наконец, Воланд открыто заявлял, что он полиглот, a Иешуа хоть и не говорил этого, но знал греческий и латынь.

Но наиболее полно взаимодополняемость добра и зла, как мне кажется, раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею: «Ты произнес свои слова так, как будто мы не признаем а также и зла. Не будешь ли ты так добр, подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы, не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?»
Дьявол существует, потому что есть Христос.

Образ Воланда не является простым воплощением зла. Он вообще мало похож на преследователя добра. Он не оказывает влияния на текущие события, немного абстрагируется от всех, находится как бы в состоянии стороннего наблюдателя. Отпускает Варенуху, принимает участие в судьбе Мастера. Видимо, функция Воланда в романе не так проста, как кажется на первый взгляд. Думается, он предан, представляет собой какое-то абсолютное начало, где добро и зло существуют изначально. Поэтому у Булгакова образ Воланда объективен, критичен, беспристрастен, с его помощью автор и осмеивает все парадоксы и несуразности жизни.

Иешуа Га-Ноцри изначально считал людей добрыми, был твердо убежден в том, что в конце концов на земле настанет царство истины и добра. Я думаю, что Иешуа и есть воплощение в романе того идеала, к которому нужно стремиться. Образ Иешуа преследует Понтия Пилата. Не в состоянии понять его философию, но склоняясь на его сторону, прокуратор пытается спасти арестованного от смерти и подсказывает, как ему кажется, выход из положения. Но Иешуа не способен намеренно солгать и он считает, что правда видна всем и говорить о ней «легко и приятно». Подвиг Иешуа освящен веками, а Понтий Пилат обречен на нравственные муки до того самого момента, когда Воланд позволит ему поговорить с «философом». Нравственные терзания Понтия Пилата основаны не только на сознании своей вины в гибели Га-Ноцри — он и так сделал все возможное, чтобы спасти философа, даже покарал человека, предавшего Иешуа. Видимо, тот сумел сдвинуть что-то в мировоззрении прокуратора, если он тысячи лет не находил себе покоя. Головная боль его как бы символизирует болезнь духовную, а исцеление от нее философом — это признак пробуждающейся души, освобожденной от прежних заблуждений. Пилат еще весь во власти существующих рядом с ним законов жизни, но он уже осознает себя новым человеком. В его образе заострен именно этот конфликт — столкновение языческого римского сознания и пробуждающейся новой нравственности.

Писатель сделал Иешуа героем романа Мастера, чтобы сказать, что искусство божественно, оно может склонить человека к поиску истины и стремлению к добру. Мастер оказался чуть ли не единственным служителем настоящего искусства в Москве 1930-х годов, достойным если не света, то покоя. Сначала Мастер отстаивает свой индивидуальный взгляд на жизнь и искусство, но затем останавливается. Сила духа и мужество его оставляют желать лучшего. Он смиряется после первых же ударов судьбы, отказывается от мечтаний и от своего искусства. В этом смысле ему противопоставлена Mapгарита, нацеленная на долгую и трудную борьбу, нашедшая в себе силы противостоять действительности и готовая ко всем превратностям жизни.

Мастер выбирает смирение и покорность судьбе, а нелегкую жизнь, полную творческих радостей, Привязанность к женщине оставляет ради покоя. Пассивность характера Мастера Булгаков считает трусостью. Особенно важно для него то, что Мастер сумел добраться до истины, постичь ее, но отказался от нее. Именно этот образ в романе воплощает в себе стремление человека к нравственной свободе и ответственности за сделанный выбор.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Добро и зло... На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные

Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Революция 1917 года и гражданская война стали очень значимыми событиями в истории и судьбе России и русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и эти перемены сопровождались кровью,

«Булгаков ... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г.Паустовский) | Сочинение по литературе
Время - неподкупный судья, оно отводит каждому писателю свое заслуженное место. Сегодня том Михаила Афанасьевича Булгакова, стоящий на книжной полке, свидетельствует о хорошем вкусе читателя. Но так

Анализ главы "Бал у сатаны" | Сочинение по литературе
Предсмертный роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» насыщен потусторонними силами, которые играют в тексте сразу несколько ролей. Очень важное место в изображении этих сил занимает картина бала у

Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых является и «Собачье сердце» (1925), формировалась

Вечные вопросы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного

Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст») | Сочинение по литературе
Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это

Мои впечатления после прочтения романа | Сочинение по литературе
Мо впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и

Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение по литературе
Не думаю, что в русской литературе есть еще один роман, настолько популярный, как «Мастер и Маргарита». Практически каждый, кто читал этот роман, называет его одним из своих любимых произведений. И

Образ дома и города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить