Сочинения по литературе

Тема греха и покаяния в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

0
Над своим романом «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков работает в 30-е гг. В романе он поднимает острые и актуальные темы: судьба художника в государстве, художник и власть, а также философские проблемы.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» тема греха и покаяния является одной из главных. Читая главы, посвященные приключениям Воланда и его свиты в Москве, и главы, повествующие об истории, произошедшей около двух тысячелетий назад в древнем Ершалаиме, мы понимаем, что на протяжении многих и многих лет человеческая природа осталась неизменной.

«...Они— люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...», — говорит Воланд на своем представлении. А обыкновенный человек грешен. Грехи бывают мелкие, как, например, грехи москвичей, с которыми довелось познакомиться Воланду, Бегемоту, Коровьеву и Азазелло. Они жадны до денег, красивых нарядов и прочих мелочей, составляющих неотъемлемую часть человеческой жизни, они лгут и наушничают. И Воланд разоблачает каждого и каждому воздает по заслугам. Так, Иван Никонорович Босой берет взятки от жильцов, Варенуха постоянно лжет, Степа Лиходеев пьянствует, небрежно относится к своим служебным обязанностям, буфетчик Соков, продавая «осетрину второй свежести», нажил довольно большой капитал. Но никому из них даже в голову не приходит мысль о покаянии. Наказанные Воландом, они меняются в лучшую сторону, но не раскаиваются в своих прегрешениях. Даже Соков, будучи смертельно больным, не хочет подумать о вечном и лишь ходит от одного врача к другому.

Но есть грехи более серьезные. Барон Майгель— шпион и наушник— входит в доверие к иностранцам и доносит на них, обрекая людей на долгие годы заключения, а может, и на смерть. Поэтому Воланд лишает его жизни. Этот грех не искупить ничем, даже покаянием. Но Майгель и не способен раскаяться.

Другая жертва Воланда — Берлиоз. Казалось бы, он никого не предай и не убил. Однако он, глава МАССОЛИТа, идейный руководитель писателей, ведет их по ложной дороге. Он отрицает вечные истины и проповедует безверие, которое означает, что все дозволено сильным мира сего. Берлиозу была предоставлена возможность раскаяться, поверить в то, что Иешуа существовал. Но он ее не использовал и ушел в небытие, ибо каждый получает по своей вере.

Совершенно по-иному подействовало происшествие на Патриарших прудах на поэта Ивана Бездомного. После встречи с Воландом, а главное, после разговора с Мастером, Иван Николаевич начинает понимать, что совершал страшный грех: он писал чудовищные стихи про то, во что не верил, и внушал людям ложные идеи и мысли. Его покаяние начинается с обещания Мастеру не писать стихов. И он сдержал свое слово, став профессором истории. Однако он не до конца прошел трудный путь покаяния. В полнолуние ему нет покоя, и лишь приход из лунного света Мастера и Маргариты успокаивает его, напоминая о главном, о вечном.

Но ведь и его Учитель - Мастер — совершает грех. Он отказывается от своего высокого предназначения художника и впадает в уныние, а уныние, как известно, великий грех. Он начинает всего бояться. И, возможно, его слабость, его трусость — одна из причин того, что он заслужил не свет, а покой: «О, трижды романтический мастер, неужто вы не хотите днем гулять со своей подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером? Неужели не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет». Вот какой покой обещает Мастеру Воланд, знавший его грех.Но ярче всего тема греха и покаяния раскрывается в образе Понтия Пилата. Его грех страшен: он послал на казнь бродячего философа, никому не сделавшего в жизни зла. Да, Пилат пытался спасти Иешуа, предполагал отправить его в свою резиденцию. Но лишь до того момента, когда прозвучат слова об оскорблении величества. Прокуратор понимает, что если попытается теперь вступиться за пленника, то с его карьерой будет покончено, а возможно, и сам он не уцелеет. Он кричит, чтобы слышали все, стоящие за дверями, что на свете нет и не будет ничего, прекраснее власти кесаря. Им владеет страх за свою жизнь. Почему же так боится Пилат? Он. не трус. Он смело вступал в бой с врагами на поле битвы. Но здесь иное дело. Здесь он должен выступить против власти, которую всегда считал незыблемой. И он отступает. Философ казнен. И вот тогда наступает раскаяние. Следуя по пути покаяния, Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Он предлагает ученику Иешуа Левию Матвею жить в его доме. Однако ни то, ни другое не успокаивает совесть прокуратора. Иуда мертв, но мертв и Иешуа. А Левий Матвей отвергает предложение Пилата, так как считает, что тот будет теперь его бояться.

Значит, искупление невозможно? Нет, возможно. Но за него нужно заплатить тысячелетиями одиночества и страданий. И только пройдя трудным путем покаяния, испив полную чашу нравственных страданий, Пилат получает свободу и идет по лунной дороге к тому, с кем не договорил когда-то о чем- то очень важном. Он получает ответ на так долго мучивший его вопрос, а была ли казнь? Иешуа отвечает, что казни не было, и Пилат, успокаиваясь, продолжает свой путь к луне.

По мнению Булгакова, миром правит Бог, а человек грешен. Но мал ли, велик ли его грех, все равно он должен прийти на путь покаяния. И если этого не случается, если он не обращает свой взгляд к вечному, его удел — небытие.

 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Булгаков М.А.

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
Добро и зло... На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные

Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Революция 1917 года и гражданская война стали очень значимыми событиями в истории и судьбе России и русских людей. Жизнь поменялась кардинальным образом, и эти перемены сопровождались кровью,

«Булгаков ... испытывал всю жизнь острую и уничтожающую ненависть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины, дикости и фальши» (К.Г.Паустовский) | Сочинение по литературе
Время - неподкупный судья, оно отводит каждому писателю свое заслуженное место. Сегодня том Михаила Афанасьевича Булгакова, стоящий на книжной полке, свидетельствует о хорошем вкусе читателя. Но так

Анализ главы "Бал у сатаны" | Сочинение по литературе
Предсмертный роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» насыщен потусторонними силами, которые играют в тексте сразу несколько ролей. Очень важное место в изображении этих сил занимает картина бала у

Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» | Сочинение по литературе
Михаил Афанасьевич Булгаков является одним из самых значимых писателей первой половины 20 века. В произведениях двадцатых годов, одним из которых является и «Собачье сердце» (1925), формировалась

Вечные вопросы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | Сочинение по литературе
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Важнейшей темой в произведении является вопрос ценности истинного искусства, истинного

Судьба человека (на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и поэмы В. Гете «Фауст») | Сочинение по литературе
Литература – один из основных видов человеческого искусства. Она отражает жизнь и все, что в ней происходит. Писатель в художественной форме изображает все то, что волнует его как художника. Это

Мои впечатления после прочтения романа | Сочинение по литературе
Мо впечатления после прочтения романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» После прочтения всемирно известного романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и

Пространственно-временная структура романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». | Сочинение по литературе
Не думаю, что в русской литературе есть еще один роман, настолько популярный, как «Мастер и Маргарита». Практически каждый, кто читал этот роман, называет его одним из своих любимых произведений. И

Образ дома и города в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» | Сочинение по литературе
Годы революции и гражданской войны прогремели по всей России. В это переломное время ломались тысячи судеб, погибло огромное количество людей. М.А. Булгаков был непосредственным свидетелем событий

Фото Булгаков М.А.

 Изменить 
Булгаков М.А.

Булгаков М.А. - Биография

Михаил Булгаков родился 15 мая (3 мая по старому стилю) 1891 года в Киеве, в семье профессора кафедры западных вероисповеданий Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Семья была многодетная (Михаил — старший сын, у него было еще четыре сестры и два брата) и дружная. Позже М. Булгаков не раз вспомнит о «беспечальной» юности в красивом городе на днепровских кручах, об уюте шумного и теплого родного гнезда на Андреевском спуске, сияющих перспективах будущей вольной и прекрасной жизни.

Бесспорны влияние на будущего писателя сыграла и роль семьи: твердая рука матери Варвары Михайловны, не склонной к сомнениям по поводу того, что есть добро, а что — зло (праздность, уныние, эгоизм), образованность и трудолюбие отца («Моя любовь[en] — зеленая лампа и книги в моем кабинете», — напишет позже Михаил Булгаков, вспоминая допоздна засиживающегося за работой отца). В семье царит безусловный авторитет знания и презрение к невежеству, не отдающему себе в этом отчета.

По данным ЮНЕСКО М.А.Булгаков – один из самых читаемых писателей ХХ века. Сегодня его смело можно назвать великим гением, о чем раньше нельзя было и помыслить. Могучие силы, ему препятствовавшие или стремившиеся погубить, вынуждены были отступить перед его мужественной стойкостью. Сохраняя достоинство мыслящего человека, Булгаков защищал святое для художника право на свой взгляд, свой ум, свое воображение, т.е. право быть самим собой.
За свою короткую жизнь писатель успел выразить себя до конца, до самого дна души, точно под взглядом всевидящего и всезнающего Воланда. Его гениальные произведения «Записки юного врача», «Морфий», «Роковые яйца», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др. принесли автору всемирную посмертную славу. А роман «Мастер и Маргарита» стал поистине культовой книгой, споры и разговоры вокруг которой не прекращаются и по сей день.
Обширный материал, представленный на выставке, дает возможность читателям воссоздать вехи жизни Булгакова на широком историческом фоне эпохи, ее литературной и социальной жизни, а также его творческий облик.
 Изменить