Сочинения по литературе

Я не люблю, когда мне лезут в душу

0
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, на мой взгляд, будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником. Вот как рассказывает о Высоцком писатель драматург Игорь Васильевич Бестужев Лада.
Я впервые услышал голос Высоцкого, естественно записанный на магнитофон, из чужого окна, насколько помню, в конце 60х. Услышал удивился. Сначало голосу: да разве с таким голосом можно петь? А потом тому, что он пел. Странному, завораживающему сплаву мелодий и рифм: ярких, необычных, дотоле неслыханных. Неожиданные насмешки там, где вроде бы положено ужаснуться. Наконец страшно сказать! дерзости довольно ясного намёка на дубовость нашей официальной "чёрно белой" пропаганды тех лет. "Из заморского из лесу, где и вовсе сущий ад, где такие злые бесы чуть друг друга не едят. Что б творить им совместное зло потом, поделиться приехали опытом. Страшно, аж жуть!" За такой намёк автору непоздоровилось бы от ревнителей старорежимных порядков! В те годы, когда публично костерили "вышедших за рамки" поэтов и художников, подобные строки вновь начинали становиться "чреваты последствиями", и требовалось известное гражданское мужество, что б произвести такое в открытую. Чуть позднее, опять так и, я научился отличать эти песни от других. И не уставал поражаться: вот бы никогда не подумал, что можно тянуть согласные "ллл" или "ррр" совершенно так же, как гласные "ооо" или "ааа". А ведь от этого неожиданным образом меняется вся поэтика и, если можно так сказать, мелодика песни так, что она западает в душу раз и навсегда. Я даже не заметил, как эти песни вошли в мою жизнь и находят отзывы в душе, к ним хочется обращаться вновь и вновь. Поистине они оказались теми песнями, которые строить и жить помогают, в трудные минуты давая утешение и вызывая катарсис. И всегда такое впечатление словно плечо друга. Наверное, это и есть подлинное искусство. Высоцкий громко заговорил о том, о чем мы боялись даже задуматьсяю. Произносит вслух наши потаенные мысли!
Оказывается, у нас одинаковое видение о жизни. И так как его с восторгом слушает, понимает и принимает для себя подавляющее большинство людей, значит, наши и его мысли никокаято заумь, далёкая от жизни, ненарочитый негативизм, а частица подлинного общественного мнения. (Конец цитаты).
Голос Высоцкого призывал остановиться, задуматься, измениться. Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение обсалютного: чести, совести, достоинства. ( Вспоминаются его слова:"Досадно мне, что слово "честь" забыто…"?) Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества. А это, куда важнее, чем даже многие художественные открытия! Высоцкий типичный "шестидесятник".
Таким странным словом мы именуем людей, в мировоззрении которых под впечатлением разоблачений беззакония, преступлений периода культа личности произошёл переворот, определивший их видение жизни на десятилетия вперёд, вплоть до нынешних времён. Их мировоззрение с особой яркостью проявилось в 60е годы отсюда и название. Таким же типичным "шестидесятниками" были так же Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина. Они сразу заявили о себе. Сразу стали заметны. О Высоцком можно говорить бесконечно. Он на столько интересен, что полная книга о нём насчитывала бы не одну тысячу страниц, но я бы хотел закончить словами Бестужева Лады :"Высоцкий с нами, живёт в нас все эти годы, он никого из нас не покидал.
Известно, что о Высоцком при жизни ходило множество слухов. Люди, не знавшие точно, кто он такой, гадали: фронтовик? бывший лагерник? спортсмен? Он не был ни тем, ни другим, ни третьим, как не был и альпинистом, и шофером, и простым рабочим парнем. Но когда говорил от лица того или иного персонажа, получалось так убедительно, что слушатели — верили.
Как ему это удавалось? Сказать, что он знал жизнь, не значит ответить на вопрос. В мире немало людей с куда большим жизненным опытом, чем у него, родившегося и выросшего в Москве, работавшего в столичном театре. Но он обладал редким даром сочувствия. Когда говорил от чьегото лица (и как актер, и как поэтпевец), перевоплощался полностью, не оставляя зазора между собой и своим героем. Он находил в каждом нечто созвучное себе. Он сам был упрям и решителен, как те, о ком пел:
Отставить разговоры!
Вперед и вверх, а там…
Ведь это наши горы,
Они помогут нам…
(“Мерцал закат, как блеск клинка…”)
Он любил своих друзей и остро переживал потери — совсем как герой его песни “Он не вернулся из боя”.
Он любил жизнь и верил в ее победу над любой бедой, как и те солдаты, которые, видя выжженную Землю, бились за ее возрождение:
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?!
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин,
Ведь Земля — это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу.
(“Песня о Земле”)
Он знал состояние высшего духовного взлета, пережил минуты счастья в творчестве и в любви, и герои его песен делили с ним эту радость:
Весь мир на ладони — ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем —
Другим, у которых вершины еще впереди.
(“ Верши на”)
Но не только реальные люди были ему созвучны, но и литературные и фольклорные персонажи: отказавшийся от дележа и невзлюбивший свой век Гамлет, очарованная сказкой Алиса и даже бесшабашный СоловейРазбойник.
Были у него, конечно, и песни, на героев которых он не был похож. Он писал свой портрет “от противного”, в красках изображая тех, кто был ему глубоко неприятен.
У них денег — куры не клюют,
А у нас на водку не хватает, —
Пел он голосом завистника. Этот голос был ему хорошо знаком, ведь и вокруг него, талантливого и знаменитого” шептались завистники. Высоцкий не боялся, что его “перепутают” с отрицательным персонажем. Просто знал себе цену.
В некоторых песнях он представал без маски и тогда был пугающе, беззащитно искренен:
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут тормоза,
Досадно мне, коль слово “честь” забыто
И коль в чести наветы за глаза.
(“Я не люблю”)
А в общемто он каждой строчкой стихов, каждой нотой песен рассказывал о себе — то весело, то очень серьезно, не боясь ни иронии, ни патетики, страшась и не допуская только одного — фальши.
 Изменить 
Копировать

YouTube

 Изменить 

Ещё Высоцкий В.С.

За веселый манер, на котором шучу | Сочинение по литературе
Первый сборник стихов Высоцкого назывался "Нерв". И название точно отражало идейную сущность его стихов, манеру исполнения, тематику. На нервах, растягивая согласные, "кричал" он свои

Я не люблю, когда мне лезут в душу | Сочинение по литературе
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, на мой взгляд, будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое

Лирический герой Владимира Высоцкого | Сочинение по литературе
Поэт и Время. Эта проблема настолько сложная, насколько и вечная, неразрешимая. Это понятия, не существующие друг без друга. Поэту открыты тайны прошлого, настоящего и будущего, но именно

Высоцкий мой любимый поэт | Сочинение по литературе
Имя Владимира Высоцкого знакомо каждому русскому человеку. К его твор­честву можно относиться по-разному: можно любить и ненавидеть, призна­вать и не признавать. Но к нему нельзя быть

Гражданские мотивы в творчестве Владимира Высоцкого | Сочинение по литературе
Во все времена поэзия оказывала огромное влияние на общественную жизнь. Творчество поэтов способствовало духовному раскрепощению, вскрывало людские пороки, заставляло нас задуматься над

В. Высоцкий — поэт и бард | Сочинение по литературе
Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу! Может, кто-то когда-то поставит свечу Мне за голый мой нерв, на котором кричу, За веселый манер, на котором шучу.

Высоцкий и Мария Влади: песня о любви | Сочинение по литературе
С Марией Влади Высоцкий познакомился в 1967, хотя узнал о ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм “Колдунья” с ее участием. Во время очередного приезда в Москву ее друг пригласил Марину в

Мне не стало хватать его. О творчестве В. С. Высоцкого | Сочинение по литературе
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны с матерью Ниной Максимовной эвакуировался в Оренбургскую область. Летом

Сочинение «Живая жизнь» Высоцкого | Сочинение по литературе
Более 20 лет прошло со дня смерти Владимира Семеновича Высоцкого. Теперь ясно, что он не только «останется», но будет энергично вмешиваться в жизнь живых. «В том состоянии, в котором находится народ,

Романтический гротеск: В. Высоцкий | Сочинение по литературе
Владимир Высоцкий (1938-1980) в какой-то мере пошел дальше Галича в развитии возможностей романтического гротеска. В его поэзии уже нет романтического двоемирия, но зато сознание лирического героя

Фото Высоцкий В.С.

 Изменить 
Высоцкий В.С.

Высоцкий В.С. - Биография

    Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье военнослужащего.
     В начале Великой Отечественной войны с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943 года они возвращаются в Москву.
     1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в 1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский Инженерно- строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в начале 1956 года ушел из института.
     Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им. Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.
     В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».
     Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.
     По некоторым источникам имеется информация, что в это время Владимир Высоцкий начал злоупотреблять алкогольными напитками, и в мае 1964 года он по настоянию родителей впервые ложится в больницу, лечится от алкоголизма. В августе 1964 года у него родился второй сын - Никита.
     С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.
     В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера - «Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.
     Летом 1966 года он снимался в двух фильмах: «Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: "Служили два товарища» и «Интервенция».(Последний фильм при его жизни на экраны не вышел).
     В июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин, более известной нам, как Мариной Влади.
     В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.
     Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для песен «Охота на волков» и «Банька».
     В июле 1969 года первая клиническая смерть.
     1 декабря 1969 года состоялась свадьба Высоцкого и М.Влади.
     29 ноября 1971 года премьера «Гамлета» в Театре на Таганке. В главной роли - Высоцкий.
     Летом 1973 года впервые едет на Запад - во Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями Высоцкого
     Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.
     10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма «Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.
     25 июля 1979 года - вторая клиническая смерть - на гастролях в Бухаре.
     1979 год - снялся в своем последнем фильме - «Маленькие трагедии».
     17 июля 1980 года - последний концерт - в Болшево.
     18 июля 1980 года - последний выход на сцену театра - в спектакле
    «Гамлет».
     20 июля 1980 года - написано последнее стихотворение: «И снизу лед, и
    сверху - маюсь между...»
     25 июля 1980 года - Скончался в 4.10 утра в своей квартире на Малой
    Грузинской, 28.
     Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

     Им было сыгранно более 20 ролей на сцене театра, 8 - в радио
    спектаклях, Высоцкий - автор песен и текста песен ко многим кинокартинам.
    Снимался в фильмах:

    1959
    - «Сверстницы» (Петя)

    1961
    - «Карьера Димы Горина» (Софрон)

    1962
    - «Грешница» (корреспондент)
    - «713 просит посадки» (американский моряк)
    - «Увольнение на берег» (Петр)

    1963
    - «Живые и мертвые» (Веселый солдат)
    - «Штрафной удар» (Александр Никулин)

    1965
    - «Наш дом» (механик)
    - «На завтрашней улице» (Петр Маркин)
    - «Стряпуха» (Андрей Пчелка)

    1966
    - «Я родом из детства» (Володя)
    - «Вертикаль» (Володя)

    1967
    - «Короткие встречи» (Максим)
    - «Служили два товарища» (Бруснецов)
    - «Хозяин тайги» («Рябой»)

    1969
    - «Опасные гастроли» (Николай Коваленко)
    - «Белый взрыв» (политрук)
    - «Эхо далеких снегов» («Серый»)
    1972
    - «Четвертый» (он)

    1973 - «Плохой хороший человек» (Фон Коррен)

    1974
    - «Единственная дорога» (Солодов)

    1975
    - «Бегство мистера Мак-Кинли» (Билл Сеггер)
    - «Единственная» (Борис Ильич)

    1976
    - «Как царь Петр Арапа женил» (Ибрагим Ганнибал)

    1978
    - Место встречи изменить нельзя» (Глеб Жеглов)

    1979
    - «Маленькие трагедии»

    

     Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.
     Одной из первых оценку его творчества как поэта дала критик Н.Крымова. В январе 1968 года в журнале «Советская эстрада и цирк» она писала:
     «...Высоцкий на эстраду выходит как автор песен - поэт и композитор. Насколько театр на Таганке не похож на БДТ в Ленинграде, настолько Владимир Высоцкий не похож на Юрского или Рецептора. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду - шансонье с Таганки. Особый тип нашего, отечественного шансонье. Можно гордиться, что он наконец появился. Появился - и сразу потеснил тех исполнителей эстрадных песен, которые покорно привязаны к своим аккомпаниаторам, чужому тексту и чужой музыке. Новый живой характер не вошел даже, а ворвался на эстраду, принеся песню, где все слито воедино: текст, музыка, трактовка; песню, которую слушаешь как драматический монолог. Песни Высоцкого в нем рождаются, в нем живут и во многом теряют свою жизнеспособность вне его манеры исполнения, вне его нервного напора, вне его дикции, а главное - заражающей энергии мысли и чувства, вне его характера».
     Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа .
    Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника, поэтому и нарасхват любые напоминания о нём - книги, буклеты, кассеты, пластинки. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником.
     Он обличал пороки нашего деморализованного общества без нравоучений, без покровительственных ноток. Ему чужда была проза. Смыслом являлась борьба за возвращение абсолютного: чести, совести, достоинства.
     Он умел болеть общим горем, умел нащупать и указать болевые точки общества.
     Невозможно пересказывать содержание его стихов, хотя лучшие из них - это своеобразные маленькие драмы. Следуемые одна за другой, то веселые, то грустные, то жанровые картинки, то монологи, произносимые от лица с ярко выраженной индивидуальностью, то размышления самого автора о жизни и времени, они, все вместе дают неожиданно яркую картину этого времени и человека в нем с неожиданной философичностью содержания - это дает особый эффект.
     Талант Высоцкого очень русский, народного склада, но эта, сама по себе обаятельная типажность подчиняется интеллекту, способности самостоятельно мыслить и безбоязненно обобщать виденное. Высоцкий мужественен не только по внешнему облику, но и по складу мысли и характеру. К счастью, в его стихах нет самоуверенных интонаций, он больше думает о жизни и ищет решения, чем утверждает что-либо, в чем до конца уверен. Но думает он, отбрасывая всякую возможность компромисса и душевной изворотливости. Безбоязненно, не стесняясь, он выносит результат своих поисков, надеясь, что его поймут.
    Высоцкий вкладывает внутреннее напряжение, высокую концентрацию эмоциональной энергии в своих героев.
     «Высоцкий не преувеличивал свое значение, свой дар. Может быть, даже недооценивал. Однако, призвание свое знал, относился к нему серьезно, честно и был верен ему до конца, а поэтому и силы его росли, на удивление.» Это - слова Ю.Карякина из статьи, посвященной памяти Высоцкого.
     Юрий Шатин в работе «Поэтическая система Высоцкого» писал: «…Вряд ли когда-нибудь мы до конца расшифруем этот замысел… художественное мышление Высоцкого носит принципиально двуплановый характер: плану эмпирическому, бытовому - соответствует план философско-идеологический о развитии мысли, добре и искусстве.
     Персонажи не только словесно воплощают авторские идеи, но и обладают самостоятельным миром. Между двумя мирами существует жёсткая граница, пересечение её может быть лишь организованным насилием над сюжетом, выводящим и сюжет, и героя в новую ипостась. Здесь уже не перевоплощение, но экстазис в точном значении слова. От нас, зрителей или слушателей, требуется признание нескольких возможных миров, которые представляются различными модусами художественного языка. Переход в другой - всегда преодоление первого… …каждое стихотворение представляет собой законченный текст, и в то же время всякий раз подчиняется более сложному целому, организованному в виде спектакля или поэтического концерта. Но сам по себе текст песни или стихотворения не просто фрагмент, а скорее клеточка, отражающая законы целого. Целостность замысла, таким образом, независимо от его дальнейшей судьбы, изначально носит не механический, а органический характер, развитие целого идёт по внутреннему плану и не допускает произвольного склеивания отдельных частей
     Есть все основания считать, что любой текст Высоцкого построен как органическая целостность и воспроизводит указанные закономерности. В завершенном произведении конструкцию нельзя наблюдать невооружённым глазом, она скрыта художественной тканью. Требуется рентгеновский луч анализа, чтобы за плотью увидеть скелет, удерживающий её и обеспечивающий возможность движения.
     Можно любить или не любить поэзию В.С.Высоцкого - это дело вкуса и убеждения Понять же его грандиозный вклад в развитие русского и мирового искусства слова можно лишь одним путём - изучением основных свойств художественного языка, претворённых в структуре стихотворного текста.
     Бытование поэзии Высоцкого в умах его современников было слишком непохожим на всё, что мы знали до сих пор. Почти никто не читал стихотворений поэта при его жизни, при том, что песни слышали все. Такое бытование не могло не породить устойчивого представления о бардовом, песенном характере всего творчества Высоцкого. Разумеется, это представление отчасти справедливо: примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.
     Вместе с тем считать поэзию Высоцкого разновидностью самодеятельной песни - значит сознательно ограничивать себя. Поэзия Высоцкого одновременно и шире, и уже авторской песни
     Что сделало поэзию Высоцкого столь популярной у разных людей, в разных социальных и возрастных группах? Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях. Та же узнаваемость обусловила неприятие его поэзии. Высоцкий охватил своим творчеством огромный тематический и жанровый спектр. В отличие от большинства поэтов его лирика чужда автобиографичности переживаний, она в значительной мере ориентирована на поэтическое представление ситуаций.
     Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Стихотворения поэта - художественное пророчество о мощных катаклизмах, участниками и свидетелями которых мы являемся ныне.
     В своих пророчествах В.С.Высоцкий опирался на исторический и поэтический опыт, неисчерпаемые запасы которого заложены в нашей культуре и словно бы ожидают новых Колумбов».
     Многочисленные его стихотворения обнажают жанровую природу лирики во всём её многообразии. Только с учётом подобного многообразия можно понять, как трансформируется жанр в отдельно взятом произведении.
     Своё последнее стихотворение Владимир Семёнович Высоцкий написал за 5
    дней до смерти:

    И снизу лед, и сверху - маюсь между:
    Пробить ли верх иль пробуравить низ?
    Конечно, всплыть и не терять надежду!
    А там - за дело в ожиданьи виз.

    Лед надо мною - надломись и тресни!
    Я весь в поту, хоть я не от сохи.
    Вернусь к тебе, как корабли из песни,
    Все помня, даже старые стихи.

    Мне меньше полувека - сорок с лишним, -
    Я жив, тобой и Господом храним.
    Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
    Мне будет чем ответить перед Ним.

    Лучше всего, на мой взгляд, творчество В.С.Высоцкого охарактеризовал
    Евгений Евтушенко:
     Тебя, как древнего героя, держава на щите несла,
     Теперь неважно, что порою несправедливою была.
     Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по земле,
     Но записи твои звучали и в подворотне и в Кремле.
 Изменить